X в.

Истоки иконографии «Небесная литургия» в византийском искусстве

Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византийской живописи. В искусстве X-XIII вв. заметен определенный интерес к литургическим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец», «Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд других, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях тексты, которые являются парафразом песнопений.

Русский

Фрески конца IX-X в. в Македонии

В статье предлагается обзор сохранившихся памятников монументальной живописи IX-X вв. в Македонии. Опираясь на опыт предшествующих исследований, автор предпринимает собственную попытку уточнить время создания недатированных ансамблей, сопоставить их с другими произведениями византийской живописи того же периода и выявить основные тенденции стилистического развития в рассматриваемом регионе. Отправной точкой служат три ансамбля в Салониках, относящиеся к концу ΙΧ - началу Χ в.: мозаики Св.

Русский

Мозаики в куполе церкви Св. Софии в Фессалониках

Статья посвящена выдающемуся произведению монументальной живописи конца IX в. - мозаикам купола церкви Св. Софии в Фессалониках. Этот ансамбль практически не имеет прямых аналогов ни среди столичных, ни среди провинциальных мозаик и фресок конца ΙΧ - начала Χ в.

Русский

Греческие рукописи «круга протоспафария Никиты» около 970 г.

В статье проводится почерковедческий анализ двух греческих патристических сборников: Слов Григория Богослова ГИМ, Син. греч. 62 (Влад. 145) и Гомилий Иоанна Златоуста Sinait. gr. 360. Устанавливается принадлежность основного минускульного текста, маюскульных заглавий и колонтитулов в обоих кодексах одному писцу (писец S), а орнаментальной декорации - одному художнику. Писец S отождествляется с писцом колофона 970 г., а также колонтитулов и заглавий в сборнике Слов Василия Великого Paris, BnF, gr. 497, основной текст которого переписан протоспафарием Никитой в 966 г.

Русский

Рудименты «корониса» в художественном оформлении греческих рукописей IX-X вв. в российских собраниях

Материал греческих иллюминированных рукописей IX-X вв. позволяет судить об этапах эволюции византийской книжной декорации: от нерегулярного декора через переходный период к сложению регулярной декоративной системы. Одним из признаков нерегулярной декоративной системы служит наличие колофонов с повтором заглавия, причем с преобладающим художественным акцентом на окончании текста по сравнению с началом следующего. Аналогичную функцию выполняет и специфический декоративный элемент - коронис.

Русский

Свинцовая евлогия средневизантийского периода из Болгарии

Предмет настоящего исследования - двусторонний свинцовый медальон-евлогия с изображением свв. Константина и Елены, стоящих возле Животворящего креста, и евангельской сцены Благовещения. Иконографические особенности изображения позволяют датировать ее средневизантийским периодом конца X - начала XII в. Это время, когда евангельские сцены, следуя раннехристианским тенденциям, оказываются среди предпочтительных изображений на ампулах и различных по виду евлогиях. Они успешно имитируют реликварии, но не содержат реликвий, сами становясь таковыми.

Русский

О фресках церкви Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно

Церковь Сан-Пьетро-а-Корте, расположенная в центре Салерно и возведенная на месте построек римского времени и дворцовой капеллы герцога лангобардов Арехиса II, была украшена двумя небольшими фресковыми циклами. От одного из них до нас дошло изображение Богоматери с Младенцем и святой; от другого - образ Богоматери Елеусы и четырех (первоначально, вероятно, пяти) святых. Первая фреска, очевидно, была написана итальянским художником в традициях романского искусства. Ей можно найти аналогии в росписях римских церквей 2-й половины XI в.

Русский

Феномен «сполий» в истории рукописной книги и сodex restauratus Marc. gr. Z. 12

В статье описан феномен «сполий» в средневековых иллюминированных рукописях и намечен новый путь исследования их позднейшей истории. Предложено использовать термин «сполии» при анализе кодексов, дополненных живописными изображениями - миниатюрами, заставками и инициалами, которые происходят из других рукописных книг. С этой точки зрения рассмотрены латинский список Актов VI Вселенского собора второй четверти IX в. (London, Cotton MS Claudius B V) и греческая рукопись Деяний апостолов с Апокалипсисом конца X - начала XI в. (Paris, BnF, Coisl. 224).

Русский

Страницы

Подписка на X в.