Истоки иконографии «Небесная литургия» в византийском искусстве
Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византийской живописи. В искусстве X-XIII вв. заметен определенный интерес к литургическим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец», «Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд других, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях тексты, которые являются парафразом песнопений. По сути, эту сцену можно рассматривать как завершение процесса визуализации литургии в росписях алтарных апсид, который имел место на протяжении всего средневизантийского периода. Однако первые изображения Небесной литургии включаются в систему росписи купольной части храма, а не алтарной, что связано с восприятием этого образа как теофанического. Косвенно на это могли повлиять и определенные эсхатологические настроения поздневизантийской эпохи. Несмотря на существование ряда композиционно близких сцен, нельзя однозначно назвать конкретный прототип, из которого бы генетически вырастала «Небесная литургия». Скорее всего, первоначально эта сцена формируется «стихийно» как выражение идеи ангельского служения, а затем постепенно дополняется деталями реального богослужения и упорядочивается, что нужно понимать как желание воспроизвести внешние приметы Церкви в ее земном бытии, характерное для поздневизантийского времени.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии