Фрески конца IX-X в. в Македонии
В статье предлагается обзор сохранившихся памятников монументальной живописи IX-X вв. в Македонии. Опираясь на опыт предшествующих исследований, автор предпринимает собственную попытку уточнить время создания недатированных ансамблей, сопоставить их с другими произведениями византийской живописи того же периода и выявить основные тенденции стилистического развития в рассматриваемом регионе. Отправной точкой служат три ансамбля в Салониках, относящиеся к концу ΙΧ - началу Χ в.: мозаики Св. Софии, фрески в апсиде Ротонды и гораздо менее искусно исполненные фрески в церкви Св. Андрея в Перистера (870/871 г.). В них преобладает экспрессивный линеарный стиль, развитие которого в Македонии продолжится на протяжении Χ в. Об этом свидетельствуют росписи первого слоя в церквах Св. Стефана и Таксиархов в Кастории, время создания которых дискутируется. Автор приводит аргументы в пользу датировки этих ансамблей третьей четвертью X в. Другие направления, ориентированные на константинопольскую живопись, также проникали на македонские территории в X в. либо в связи с деятельностью болгарских царей и церковных иерархов, либо в связи с начавшимся в последней трети столетия расцветом афонских монастырей. Эти тенденции представляет небольшая фреска с изображением 15 мучеников Тивериопольских в одноименной церкви в Струмице, отнесенная автором ко второй четверти - середине Χ в., а также фрагменты фресок последней трети X в. в помещении под церковью Св. Иоанна в монастыре Ивирон на Афоне.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии