иконография

Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции

В настоящей статье приводятся новые атрибуции изображений святых в росписях на хорах собора Св. Софии в Киеве, сделанные на основе прочтения остатков сопроводительных надписей и граффити, а также анализа иконографии в сравнении с другими произведениями живописи средневизантийского периода. Удалось отождествить около двух десятков изображений святых. Большинство из них принадлежат к числу часто фигурирующих в монументальной декорации храмов X–XII вв., тогда как некоторые, вероятно, связаны с особой функцией хор как места пребывания в соборе князя и его двора.

Русский

Программа росписи придела Вамека Дадиани в Хоби

Статья посвящена изучению программы и иконографии некоторых сцен росписи придела Вамека Дадиани в Хоби конца XIV в. Анализ ктиторского изображения дает дополнительную информацию о заказчике. Особенный характер программы обусловлен погребальной функцией придела. Основной акцент росписи придает сцена, изображающая Христа, лежащего во Гробе, крайне редко встречающаяся в византийском искусстве. Наличие этой сцены говорит о знакомстве автора с широким спектром произведений за пределами Грузии.

Русский

«Сияющий диск и вращающийся храм»: икона света в византийской культуре

Статья посвящена новой интерпретации иконографии «светящегося» или «вращающегося» диска. Речь идет об изображении диска, состоящего из трех кругов разной интенсивности, который воплощает образ эманирующего и вращающегося света. Этот мотив получает широкое распространение в византийском искусстве XIII–XIV вв., особенно в Греции, на Кипре, в Сербии и других балканских землях, и занимает важнейшие места в иконографических программах.

Русский

Внутренние аркатуры в барабанах храмов византийского мира

Статья посвящена внутренним аркатурам, размещенным внутри световых барабанов в храмах Византийского мира. Такие внутренние аркатуры встречаются на окраинах Византийского мира: на Руси, в Сербии, в Армении. Хронологически они относятся к средневизантийскому и поздневизантийскому периодам, к XII–XIII вв. Автор связывает генезис этих аркатур с архитектурой Храма Гроба Господня в Иерусалиме XII в., где такие аркатуры были, что известно по гравюрам XVII в. Из этого памятника крестоносцев внутренние аркатуры перешли в Сербию, в Армению и в живописную декорацию двух древнерусских храмов.

Русский
Подписка на иконография