XI в.

«Русский вектор» византийской политики при Романе IV Диогене и Михаиле VII Дуке

Выдвинутая почти полтора века назад основателем «Византийского временника» В.Г. Васильевским гипотеза о русском адресате двух писем с предложением брачного союза, составленных Михаилом Пселлом от имени императора Михаила VII Дуки (1071-1078), незаслуженно игнорируется в современной, прежде всего западной, византинистике. В статье актуализируются аргументы против укоренившегося мнения о связи данных посланий с Робертом Гвискаром и рассматриваются возможности по адресации их одному из русских князей - членов «триумвирата Ярославичей».

Русский

Византийские мозаичисты в Северной Италии во второй половине XI - начале XII в.

Мозаики второй половины XI - начала XII в., созданные византийскими мастерами в Венеции, на острове Торчелло, в Триесте и Равенне, продолжают т. н. аскетическое направление в византийском искусстве. Значительный общий объем работ дает основание для предположения о собственном местном производстве смальты. Применение шаблонов и сходство нескольких образов в мозаиках Сан Джусто, капеллы Дзен и главной апсиды Сан Марко, а также базилики Урсиана позволяют приписать их создание одной артели мозаичистов.

Русский

Неизвестные каноны Георгия Никомидийского в Минее рубежа X-XI вв.

Минея на март и апрель (греч. 553) содержит обширный материал по византийской гимнографии. В статье анализируются десять канонов, подписанных именем «Георгий». Три из них с большой долей уверенности можно атрибутировать Георгию Никомидийскому. В обширном перечне гимнов Георгия Никомидийского выделяется цикл канонов богородичным праздникам, среди которых, однако, отсутствует Благовещение. Два публикуемых канона на предпразднство и праздник Благовещения позволяют заполнить этот пробел.

Русский

Фрески собора св. Софии Охридской и искусство 40-х - 50-х гг. XI в.

Статья посвящена ансамблю фресок собора Св. Софии в Охриде, созданных в 1037-1056 гг. Он относится к числу произведений византийского искусства второй четверти XI в., особенности которого позволяют называть его «искусством аскетического типа». К этому же кругу принадлежат мозаики и фрески кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (30-40-е гг. XI в.), мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве (ок. 1037 г.), мозаики собора монастыря Неа Мони на Хиосе (1042-1055 гг.) и др.

Русский

Монументальная живопись второй половины X - начала XI в. в Каппадокии

В статье рассматривается стилистическое развитие византийской живописи во второй половине X - начале XI в. на примере росписей пещерных храмов Каппадокии. В центре внимания автора ряд датированных и недатированных ансамблей, художественные особенности которых до сих пор изучались мало.

Русский

Топография походов руси на Константинополь в IX-XI вв.

Морские походы руси на Византию совершались при весьма разных политических обстоятельствах и имели разные результаты, но их объединяет одно - топография. Как будет показано ниже, все русские нападения на Константинополь совершались по одному и тому же - очевидно, хорошо известному - маршруту, определявшемуся географическими условиями региона. Это позволило византийцам выработать оптимальную оборонительную тактику, обеспечивавшую в конечном итоге их успех даже в условиях внезапности атаки и подавляющего численного превосходства противника.

Русский

На рубеже двух периодов византийского искусства XI в.: Миниатюры Евангелия-апракос

Рукопись Cod. 163 из Национальной библиотеки Греции в Афинах не сохранила сведений о месте и времени создания. Исследователи предполагали, что она могла быть создана во второй половине XII в. на Кипре или в Иерусалиме. Автор предлагает датировать это Евангелие-апракос третьей четвертью XI в. на основании стилистического анализа миниатюр, которые ставятся в контекст константинопольского искусства этой переходной эпохи.

Русский

Истоки генезиса армяно-византийской контактной зоны X–XI вв.: «кавказское досье» Константина Багрянородного

В VI–VII и X–XI вв. в армяно-византийских лимитрофах возникла новая цивилизационная модель – синтезная контактная зона. Эта статья посвящена загадке возобновления контактной зоны на втором этапе после периода господства (VIII– IX вв. и начало экспансии Византии на Восток).

Русский

Страницы

Подписка на XI в.