XII в.

Два антилатинских сочинения в Mosq. gr. 239

В статье рассматриваются два небольших антилатинских сочинения в рукописи Mosq. gr. 239. Устанавливается, что при написании первого из них («Мыслимое и совершаемое франками вопреки православной вере и вопреки церковному обычаю») было использовано не только «пространное» послание патриарха Кирулария Петру Антиохийскому, но и определение константинопольского собора 1054 г. Во втором сочинении («Блаженного монаха Кирилла краткое представление разговора с латинянином об опресноках») упоминается довод «латинян», впервые встречающийся в полемике в начале XII в.

Русский

Элементы аскетической традиции в византийской проповеди «высокого стиля» конца XII в.

В статье делается попытка выявить следы знакомства с духовной литературой аскетической направленности в так называемых «огласительных» поучениях двух церковных деятелей конца XII в.: митрополита Фессалоникийского Евстафия и митрополита Афинского Михаила Хониата. Хотя оба автора обнаруживают определенный интерес к монашеским духовным практикам, их познания в данной области носят несколько фрагментарный характер, причем одним из основных источников этих познаний являются сочинения св. Максима Исповедника, пользовавшиеся в Византии XII в. безусловным авторитетом.

Русский

Внутренние аркатуры в барабанах храмов византийского мира

Статья посвящена внутренним аркатурам, размещенным внутри световых барабанов в храмах Византийского мира. Такие внутренние аркатуры встречаются на окраинах Византийского мира: на Руси, в Сербии, в Армении. Хронологически они относятся к средневизантийскому и поздневизантийскому периодам, к XII–XIII вв. Автор связывает генезис этих аркатур с архитектурой Храма Гроба Господня в Иерусалиме XII в., где такие аркатуры были, что известно по гравюрам XVII в. Из этого памятника крестоносцев внутренние аркатуры перешли в Сербию, в Армению и в живописную декорацию двух древнерусских храмов.

Русский

Развитие иконографии «Вознесение пророка Илии»: подписи к миниатюрам и комментирующие тексты в рукописях IX–XIII вв.

В статье рассматривается развитие иконографии Вознесения пророка Илии. Ранее вне внимания исследователей оставался тот факт, что большинство сцен с Вознесением пророка Илии, начиная с V в., относится к двум вариантам: в одном случае пророк Илия и Елисей разделены свободным пространством, в другом они соприкасаются, поскольку их руки держат милоть, которая является очевидным центром композиции. Для обоснования предложенной типологии привлечены дополнительные источники по данной проблематике: подписи к миниатюрам и соответствующие тексты в рукописях IX–XIII вв.

Русский

Страницы

Подписка на XII в.