Македония

Художественные традиции и церковно-политическая идеология в искусстве Македонии

В статье предпринята попытка представить целостную картину развития архитектуры и монументальной живописи в X-XI вв. в северо-западной Македонии. Эти земли были контактной зоной между Византией и славянским миром. В Χ в. они входили в состав Первого Болгарского царства, а затем были отвоеваны Византией и в 1019 г. стали ядром Охридской архиепископии, задуманной как Церковь для всех балканских славян и призванной интегрировать их в церковную и культурную жизнь империи.

Русский

Фрески конца IX-X в. в Македонии

В статье предлагается обзор сохранившихся памятников монументальной живописи IX-X вв. в Македонии. Опираясь на опыт предшествующих исследований, автор предпринимает собственную попытку уточнить время создания недатированных ансамблей, сопоставить их с другими произведениями византийской живописи того же периода и выявить основные тенденции стилистического развития в рассматриваемом регионе. Отправной точкой служат три ансамбля в Салониках, относящиеся к концу ΙΧ - началу Χ в.: мозаики Св.

Русский

Базилики XI-XII веков в Македонии

Статья посвящена анализу феномена строительства базилик в XI-XII вв. на македонских землях после их возвращения под юрисдикцию Византийской империи. XI-XII вв. - время восстановления церковной инфраструктуры на землях Македонии, местным епископам было необходимо возобновлять или возводить новые кафедральные соборы для своих епархий. Для эффективного функционирования такого религиозного центра необходим значительный масштаб постройки и в большинстве случаев для реализации нужного масштаба собора за основу выбирался базиликальный тип храма.

Русский

Фрески церкви Архангела Михаила в Прилепе

Статья посвящена анализу монументальной живописи церкви Архангела Михаила в Прилепе (Северная Македония) в контексте развития византийского искусства XIII в. Ансамбль представляет особый интерес, т. к. он был создан на границе Византийской империи в первые десятилетия после ее восстановления, что позволяет выявить художественные связи с другими регионами, а также проследить особенности становления палеологовского искусства на этих территориях.

Русский
Подписка на Македония