IX в.

Был ли в Византии pluralis majestatis?

В статье анализируется специфика употребления pluralis majestatis («множественное величия») в византийcких текстах IX-XI вв. Изучаются правовые документы (новеллы, хрисовулы и пр.), официальные послания и личные письма императоров. Демонстрируется, что в изучаемый период данная этикетная норма сохраняется, но используется реже, чем в ранневизантийскую эпоху; начиная с XI в. предпочтение оказывается формулам самообозначения с местоимением единственного числа. Выявляются закономерности, связанные с употреблением pluralis majestatis в различных жанровых формах.

Русский

Многоязычие в Византии (IV-XV вв.)

В статье рассматривается проблема многоязычия в Византии. Автор выделяет основной набор тем в византийской письменности, связанных с многоязычием мира, обсуждает его содержание, функции и роль многоязычия. В работе рассматривается интеллектуальная рефлексия византийцев относительно многоязычия мира, проблемы практического многоязычия в византийской текстуальной культуре, типология лиц, практиковавших многоязычие. В заключении автор дает типологию византийского многоязычия в сравнении с другими цивилизационными типами Средиземноморья.

Русский

Эволюция армии и итало-византийской военно-служилой знати после краха Равеннского экзархата

Статья посвящена процессам эволюции армии и поствизантийской военно-бюрократической элиты в раннесредневековой северо-восточной Италии (VIII- X вв.), чьи границы, в целом, совпадали с территорией прежней административной единицы Византийской империи - Экзархата с центром в Равенне. В статье раскрываются процессы трансформации военно-служилой знати в феодальную землевладельческую аристократию и изучается судьба местного войска (exercitus) в поствизантийскую эпоху.

Русский

Топография походов руси на Константинополь в IX-XI вв.

Морские походы руси на Византию совершались при весьма разных политических обстоятельствах и имели разные результаты, но их объединяет одно - топография. Как будет показано ниже, все русские нападения на Константинополь совершались по одному и тому же - очевидно, хорошо известному - маршруту, определявшемуся географическими условиями региона. Это позволило византийцам выработать оптимальную оборонительную тактику, обеспечивавшую в конечном итоге их успех даже в условиях внезапности атаки и подавляющего численного превосходства противника.

Русский

К вопросу о византийском влиянии на архитектуру Кавказа (IX–X вв.)

Статья посвящена выделению элементов византийского зодчества в архитектурных памятниках Кавказа IX–X вв. В наибольшей мере оно проявилось с кон. IX в. в Абхазии и Алании, где появился местный вариант провинциальной (понтийской) византийской архитектуры. В Кахетии разные группы византийских мастеров участвовали в X в. строительстве храмов в Вачнадзиани, Санагире, Бодбе и др., а также принесли туда традицию кирпичного зодчества. В Кларджетии и Тао византийские строители, владевшие в т. ч. техникой кладки opus mixtum , были в той или иной мере задействованы в 950–960-х гг.

Русский

К вопросу о датировке появления печенегов в Нижнем Подунавье

В статье рассматривается проблема датировки и исторического контекста первого вторжения печенегов в Нижнее Подунавье и вытеснения оттуда венгров на территорию Паннонской равнины в конце IX в. Автор подвергает сомнению широко распространенную интерпретацию известия Регинона Прюмского под 889 г. как свидетельства о первом появлении печенегов в Подонье, игнорирующую прямое указание лотарингского хрониста на изгнание печенегами венгров в «пустыни паннонцев и аваров» и не учитывающую книжную основу его сведений о припонтийских реалиях.

Русский

Развитие иконографии «Вознесение пророка Илии»: подписи к миниатюрам и комментирующие тексты в рукописях IX–XIII вв.

В статье рассматривается развитие иконографии Вознесения пророка Илии. Ранее вне внимания исследователей оставался тот факт, что большинство сцен с Вознесением пророка Илии, начиная с V в., относится к двум вариантам: в одном случае пророк Илия и Елисей разделены свободным пространством, в другом они соприкасаются, поскольку их руки держат милоть, которая является очевидным центром композиции. Для обоснования предложенной типологии привлечены дополнительные источники по данной проблематике: подписи к миниатюрам и соответствующие тексты в рукописях IX–XIII вв.

Русский

Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве ѴІ-ХІ вв

В статье рассматриваются два основных типа художественного образа и стиля в византийской живописи, начиная от формирования их в конце V - VI в. и до наиболее полной выразительности их в XI в. Один из них - это приспособление для византийских целей античных классических традиций. Другой соответствует потребностям аскетического сознания и имеет свои законы стиля, далекие от классических норм.

Русский

Страницы

Подписка на IX в.