«Акакианская» или всё же «феликианская» схизма?
В статье предпринимается попытка посредством анализа релевантных источников оценить обоснованность устоявшегося в историографии термина «акакианская схизма». Поскольку этот термин, возникший еще в XVI в., однозначно возлагает вину за раскол между Римской и Восточными Церквами, случившийся в 484 г., на константинопольского патриарха Акакия (472-489), автор статьи поставил себе задачей провести анализ действий и решений римских пап Феликса III (484-492) и Геласия I (492-496) и установить меру их ответственности за события 484 г. В статье проясняется позиция папства, вытекающая как из государственно-политических и церковно-политических условий, господствовавших в 484 г., так и основанная на идеологических положениях концепции папской власти и роли Римской Церкви в Церкви Вселенской. Автором делается вывод о том, что осуждение Акакия Константинопольского и последующие действия римских пап в отношение Востока вытекали из специфического папского восприятия собственной власти и пределов своей юрисдикции, согласно которому все прочие Церкви оказывались в подчиненном положении по отношению к Церкви Римской и к ее предстоятелям. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что термин «феликианская схизма» является более оправданным для характеристики раскола 484-519 гг. между Римской Церковью и Церквами Востока.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии