VI в.

«Акакианская» или всё же «феликианская» схизма?

В статье предпринимается попытка посредством анализа релевантных источников оценить обоснованность устоявшегося в историографии термина «акакианская схизма». Поскольку этот термин, возникший еще в XVI в., однозначно возлагает вину за раскол между Римской и Восточными Церквами, случившийся в 484 г., на константинопольского патриарха Акакия (472-489), автор статьи поставил себе задачей провести анализ действий и решений римских пап Феликса III (484-492) и Геласия I (492-496) и установить меру их ответственности за события 484 г.

Русский

Формирование автономных княжеств в Иберии и Албании в условиях византийского сюзеренитета в последней трети VI и первой трети VII вв.

Впервые в исторической науке появление в иранских марзпанствах Иберия-Варджан и Албания-Арран национальных институтов первенствующих князей («эрисмтавари» и «ишхан») определяется в настоящей статье, как факт формирования на политической карте Южного Кавказа последней трети VI и первой трети VII вв. вассальных по отношению к Константинополю автономных княжеств Иберия-Картли и Албания-Алуанк. В статье установлено точное время становления этих государственных образований, а также их территории.

Русский

Ранневизантийский limes в Северном Причерноморье: организация и структура инженерной обороны

В эпоху правления римского императора Юстиниана I (527–565) в центре и на периферии христианской Ойкумены развернулось грандиозное строительство. Смыслом этого строительства было восстановление старых и возведение новых военно-инженерных рубежей, призванных защищать тысячекилометровые границы Империи. В статье рассматривается вопрос о существовании в V–VII вв. регулярного оборонительного рубежа ( limes ) в Северном Причерноморье, его построении, структуре и организации.

Русский

Северо-западный храм в Иппосе-Суссите (Декаполис) и вопрос происхождения христианской базилики

В статье рассматривается проблема происхождения христианской базилики на Ближнем Востоке. Особенное внимание уделяется известной базилике Гроба Господня в Иерусалиме (326–335 гг.) и гипотетически возможным истокам для ее главных архитектурных особенностей (пятинефная структура, клеристории, пастофории).

Русский

Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве ѴІ-ХІ вв

В статье рассматриваются два основных типа художественного образа и стиля в византийской живописи, начиная от формирования их в конце V - VI в. и до наиболее полной выразительности их в XI в. Один из них - это приспособление для византийских целей античных классических традиций. Другой соответствует потребностям аскетического сознания и имеет свои законы стиля, далекие от классических норм.

Русский

Проконнесский мрамор в Херсонесе Таврическом: капители с тонким зубчатым аканфом

Херсонес Таврический (Херсон византийских источников) был самым крупным городом в Крыму. В V и VI вв. в Херсонес было вывезено несколько сот мраморных деталей из проконнесских мастерских. Капители с тонким зубчатым аканфом относятся к разным группам. Группа "композитных капителей с тонким зубчатым аканфом" датируется между серединой и 70-80 годами V в. Эта группа включает 5 экземпляров, а также фрагменты 3 или 4 таких же капителей, хранящихся в Херсонесском музее.

Русский

Был ли император Юстиниан I афтартодокетом?

В предложенной статье проводится анализ источников, содержащих сведения о так называемом афтартодокетическом эдикте императора Юстиниана I от 565 г. На основании сведений источников приводятся доказательства того, что этот эдикт нельзя воспринимать как свидетельство уклонения императора в ересь. Также, скорее всего, более правильно вести речь не об эдикте, а о проекте эдикта, который император разослал для обсуждения на Поместных Соборах и выработки православного взгляда на проблему тленности и нетленности тела Христова.

Русский

Страницы

Подписка на VI в.