Концепт «царства» (βασιλεία) в 47-й новелле Юстиниана Великого
Закон Юстиниана Великого о новой формуле датировки документов (Новелла 47) не устраняет древнюю традицию датировки по консулам, но вводит в официальный лексикон империи новый, ранее чуждый для него концепт «царства» (βασιλεία). Семиотическая специфика данного термина заключается в том, что он не имеет точной аналогии в латинском языке: регулярно используемый для его перевода термин «imperium» не передает всей полноты коннотаций греческого слова, объединяющего в себе три семантических линии: восходящее к архаике греческое именование легитимной монархической власти; восприятие Римской империи как преемницы эллинистических государств Востока; христианское обозначение высшей власти как таковой, имеющее как библейско-историческое,так и мистико-эсхатологическое измерение. Характерно, что Юстиниан, аргументируя необходимость введения года царствования как главного элемента официальной датировки документов, не апеллирует к религиозному контексту, ограничиваясь антикварно-исторической аргументацией с опорой на римскую древность. Это позволяет расценивать данный акт как стремление, с одной стороны, в очередной раз актуализировать «римское наследие» Константинополя (на фоне войны за Италию с готами), с другой - легализовать в поле имперской политической идеологии концепт βασιλεία, окончательно закрепившийся в VII в. при императоре Ираклии.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии