Юстиниан I

Концепт «царства» (βασιλεία) в 47-й новелле Юстиниана Великого

Закон Юстиниана Великого о новой формуле датировки документов (Новелла 47) не устраняет древнюю традицию датировки по консулам, но вводит в официальный лексикон империи новый, ранее чуждый для него концепт «царства» (βασιλεία).

Русский

Имруʾ-ул-ка̣йс в Византии

В статье представлена реконструкция событий, связанных с поездкой знаменитого арабского поэта Имруʾ-ул-ка̣йса в Константинополь (542 г.). Имруʾ-ул-ка̣йс, скрывавшийся от Лахмидов киндитский царевич, обратился за помощью к императору Юстиниану I (527-565) через гассанидского царя ал-Ха̣риса ибн Джабалу и прибыл в Константинополь вместе с последним. Не обладая значительной военной силой, Имруʾ-ул-ка̣йс смог добиться, чтобы за ним были признаны высокое положение и статус союзника Византии.

Русский

Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана

В статье рассматривается влияние политики императора Юстиниана I (527-565) на окончательное обособление Церкви Персии от «имперского» христианства и усвоение ею учения Константинопольского архиепископа Нестория (428-431), осужденного на III Вселенском Соборе в Эфесе. Этот процесс исследуется на основе не только хорошо изученных греческих источников, но и ряда важнейших текстов на сирийском языке (некоторые из них не привлекали в должной мере внимание исследователей).

Русский

Ранневизантийский limes в Северном Причерноморье: организация и структура инженерной обороны

В эпоху правления римского императора Юстиниана I (527–565) в центре и на периферии христианской Ойкумены развернулось грандиозное строительство. Смыслом этого строительства было восстановление старых и возведение новых военно-инженерных рубежей, призванных защищать тысячекилометровые границы Империи. В статье рассматривается вопрос о существовании в V–VII вв. регулярного оборонительного рубежа ( limes ) в Северном Причерноморье, его построении, структуре и организации.

Русский

Упоминание о восстании Ника в историческом сочинении Антиоха Стратига

Заметка привлекает внимание к малоизвестному свидетельству Антиоха Стратига (первая половина VII в.), который, упоминая о восстании Ника, приписывает возглас "Ника" императору Юстиниану, а не восставшим.

Русский

Был ли император Юстиниан I афтартодокетом?

В предложенной статье проводится анализ источников, содержащих сведения о так называемом афтартодокетическом эдикте императора Юстиниана I от 565 г. На основании сведений источников приводятся доказательства того, что этот эдикт нельзя воспринимать как свидетельство уклонения императора в ересь. Также, скорее всего, более правильно вести речь не об эдикте, а о проекте эдикта, который император разослал для обсуждения на Поместных Соборах и выработки православного взгляда на проблему тленности и нетленности тела Христова.

Русский

Вопросъ о славянскомъ происхожденіи Юстиніана (Bryce, «Life of Justinian by Theophilus»)

«Посмотрим, какие положения можно извлечь из исследования Брайса: I) Манускрипт Барберини есть та самая «vita Justiniam», на которую ссылался Алеманн, а через него и последующие писатели. II) Этот отрывок не есть само жизнеописание Юстиниана, — это даже не извлечение из него, но, по всей вероятности, собрание заметок относительно Юстиниана и основанных им церквей. III) Манускрипта Барберини и его explicationes написаны Иоанном Томко Марнавичем, вероятно, в Риме и наверное ранее 1621 г.

Русский

Страницы

Подписка на Юстиниан I