Определения Константинопольских соборов о московском патриаршестве
В настоящей статье автор продолжает развивать намеченный ранее подход к реконструкции истории учреждения московского патриаршества, на этот раз проясняя идейный фон постановлений Константинопольского собора 1593 г. В историографии прочно утвердилось представление об этом общевосточном соборе как о неудавшейся попытке добиться более высокого места московской кафедры в порядке патриарших престолов, чем принижается его значение и объясняется отсутствие интереса к его истории и определениям. Подобное отношение объясняется недостаточным вниманием к внутривосточной полемике вокруг решений Константинопольского собора 1590 г. и к позиции, занятой Александрийским патриархом Мелетием Пигасом. В данной статье объясняются причины критического отношения этого авторитетного на Востоке богослова и полемиста к решениям собора 1590 г. С этой целью автор обращается к истории православно-католических отношений конца XVI столетия, сосредотачиваясь на том, какое значение в политической риторике и межконфессиональной полемике рассматриваемого периода имел вопрос о главенстве в Церкви. В статье показано, что тема главенства красной нитью проходит почти через все события, в которых сталкивались интересы соперничавших христианских Церквей: на Западе и греко-арабском Востоке, в Польском королевстве и Московском царстве. Равным образом присутствует она и в истории возвышения московской церковной кафедры. На основании сочинений патриарха Мелетия автор формулирует его взгляды на главенство в Церкви, объясняет, что именно он счел неприемлемым в грамоте собора 1590 г. и каким образом пытался исправить допущенные ранее ошибки в составленном им определении собора 1593 г. Предложенный в статье анализ служит прояснению смысла повторного признания учреждения московского патриаршества, а также подводит к выводу о том, что несмотря на негативный образ Константинопольского собора 1593 г. в исторической памяти русского государства, его определение более соответствовало подлинным интересам московских властей и тем принципам, которые православные полемисты отстаивали перед лицом агрессивной католической экспансии.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии