XVI в.

Отношение к утрате царской власти на Христианском Востоке в XV-XVII вв.

Завоевание Константинополя османами поставило перед христианским населением павшей империи ряд трудных мировозренческих проблем. Развивавшееся на протяжении многих столетий представление о византийском императоре как носителе высшей политической власти для всех христиан («как один Бог у христиан, так и один император») нуждалось в пересмотре. Те обвинения в отступлении от законного императора, которые ранее высказывались в адрес латинян, теперь, многократно усилившись, возвращались самим «грекам», лишившимся государственности иполитической самостоятельности.

Русский

Определения Константинопольских соборов о московском патриаршестве

В настоящей статье автор продолжает развивать намеченный ранее подход к реконструкции истории учреждения московского патриаршества, на этот раз проясняя идейный фон постановлений Константинопольского собора 1593 г. В историографии прочно утвердилось представление об этом общевосточном соборе как о неудавшейся попытке добиться более высокого места московской кафедры в порядке патриарших престолов, чем принижается его значение и объясняется отсутствие интереса к его истории и определениям.

Русский

Учреждение московского патриаршества и Константинопольские соборы 1590 и 1593 гг.

В статье предложен новый взгляд на историю создания московской патриаршей кафедры, сосредоточенный на внутривосточном конфликте вокруг попыток канонически оформить учреждение нового патриархата. Автор показывает, что повторный Константинопольский собор 1593 г. пересмотрел решение собора 1590 г., обрушив задуманный в Москве и осуществленный патриархом Иеремией масштабный греческо-русский проект. Неприятием на Руси грамоты Константинопольского собора 1593 г. автор объясняет длительное выпадение самого собора и его идеологии из исторической памяти Московского государства.

Русский

Владельческие записи иеромонаха Неофита в рукописях афонского монастыря Констамонит

В статье обсуждаются пять греческих рукописей, в которых содержатся записи о принадлежности их иеромонаху Неофиту из афонского монастыря Констамонит. Записи имеют близкую формулировку, но сделаны разными людьми в конце XV - начале XVI в. Установлено, что два фрагмента «Слова к пастырю» Иоанна Лествичника из коллекции П.И. Севастьянова в Российской государственной библиотеке ранее принадлежали одному кодексу. На основании владельческой записи определено происхождение обоих фрагментов из монастыря Констамонит.

Русский

Что читали киприоты в XIV-XVI вв.

Эпоха Ренессанса оставила мировой культуре не только имена великих поэтов, философов, зодчих и художников, но и великолепные рукописные собрания, книжные коллекции и библиотеки. Поиск древних рукописей, их переписывание, собирательство стали характерной особенностью эпохи в Европе. Несмотря на географическую удаленность от европейских центров гуманистической культуры, Кипрское королевство было непосредственным потребителем ее достижений. Раннегуманистические идеи, страсть к собирательству библиотек, копирование рукописей захватили и греческую и латинскую интеллектуальную элиту королевства.

Русский
Подписка на XVI в.