Римские провинциальные союзы и церковные соборы в позднеантичный период
Статья посвящена исследованию вопроса о наличии континуитета между провинциальными гражданскими собраниями римского времени и соборами Христианской Церкви. Данный вопрос ставился в старой историографии, однако специальных исследований до сих пор не появилось. В силу этого, до сих пор сохраняет свое значение тезис германского исследователя римских провинциальных собраний (Provinziallandtage) Юргена Дайнингера, согласно которому между ними и церковными соборами не может быть генетической связи по той причине,что первые преимущественно назывались συνέδρια, а вторые - σύνοδοι. Соответственно целью нашего исследования является проверка тезиса Дайнингера на материале IV-V вв., когда система церковных соборов вполне сложилась и существовала параллельно с системой провинциальных собраний. Исследовательская задача в статье ставится шире, чем это предполагает тезис Дайнингера: мы намереваемся изучить приложение к церковным соборам не только термина συνέδριον, но и других терминов, традиционно описывающих институты гражданских союзов и провинциальных собраний - ἔθνος, κοινόν, κοινοβούλιον, а также отчасти латинские concilium и conventus. Данное исследование проделано нами на материале репрезентативных церковно-исторических источников - церковных историй и актов III и IV Вселенских соборов. На основе проделанного анализа нами делается вывод о том, что на базовом терминологическом уровне наблюдается полный континуитет между институтами провинциальных гражданских союзов и церковных соборов,что в свою очередь делает закономерным вопрос о сущностном и функциональном континуитете между двумя этими институтами римского общества на протяжении IV-VI вв.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии