IV в.

Послание папы Льва Великого Quanta fraternitati как проект подчинения Риму поместных Церквей

Среди посланий римских епископов конца IV - первой половины V вв., адресованных епископам Восточного Иллирика, есть послание папы Льва Великого(440-461), которое не содержится в т. н. «Фессалоникском собрании». Между тем, данное послание является как наиболее пространным, так и наиболее важным по содержанию документом для уяснения структуры церковной управления и церковной юрисдикции, которую римские епископы предусматривали для Восточного Иллирика, стремясь подчинить его своей власти.

Русский

Римские провинциальные союзы и церковные соборы в позднеантичный период

Статья посвящена исследованию вопроса о наличии континуитета между провинциальными гражданскими собраниями римского времени и соборами Христианской Церкви. Данный вопрос ставился в старой историографии, однако специальных исследований до сих пор не появилось.

Русский

«Ономастикон» Евсевия Кесарийского и «Бурдигальский итинерарий» о святынях Палестины

Исследование посвящено обсуждению различных аспектов религиозных взаимоотношений и паломнической культуры в Палестине в начале IV в. за пределами Иерусалима. Мы пытаемся представить реальное положение и возможности местных палестинских христиан этой эпохи в процессе развития проекта Св. земли имп. Константина. Используя сведения из «Ономастикона» Евсевия Памфила и «Бурдигальского итинерария», мы фиксируем и обсуждаем те перемены, которые произошли c различными святыми местами в краткий исторический период между началом и30-ми гг. IVв.

Русский

Проблема рукоположения мирян как пример «межведомственного» конфликта

Статья посвящена изучению ряда канонических постановлений, а также рекомендаций, содержащихся в папских письмах, относительно рукоположения мирян, вступающих в церковный клир после завершения карьеры муниципального или государственного служащего. Согласно распоряжениям пап Сириция, Иннокентия, Зосима и Целестина, основанным на более старых соборных постановлениях, миряне не должны были вступать непосредственно в должность епископа, но должны были прежде пройти покаяние и начать службу в Церкви с низших должностей.

Русский

An Early Christian Oil Lamp from the Smederevo Museum

Точная связь между мотивом дельфина и предметами, используемыми для освящения, в византийском искусстве не совсем ясна и до сих пор не была предметом внимания исследователей. Цель этой статьи состоит в том, чтобы на основании роскошного украшения выдающейся бронзовой люцерны с изображениями дельфинов из Смедеревского музея (IV в., Сербия) указать на значение данного мотива и возможности толкования декорации люцерны и следовательно, символики света в византийском искусстве (рис. 1-5).

Русский

«Восточный» дискурс в «кратких историях» IV в.

Статья посвящена анализу позднеантичных бревиариев Евтропия и Феста и выявлению специфики отношения к восточным народам в контексте завоевательной политики Рима. Автор отмечает продуктивность имагологического подхода и репрезентативность обозначенных текстов для изучения процессов конструирования и эволюции стереотипов в отношении «другого» в массовом сознании. В статье рассматривается персональная связь бревиаристов с Востоком, а также сопоставляются структура и содержание бревиариев.

Русский

Книжная культура, школы и образованность в Восточном Средиземноморье в IV- VII вв.

В работе рассматривается роль книжной культуры, состояние и эволюция школ и состояние образованности в Восточном Средиземноморье ранневизантийского времени (IV-VII вв.) в контексте культурного континуитета между античностью и Средневековьем на примере Константинополя, Афин и Александрии. Процесс христианизации позднеантичного общества привел к формированию новой культурной ситуации и в целом - ранневизантийского культурного синтеза.

Русский

К вопросу о позднеантичной эпистолографии: Павлин Ноланский и его адресаты

В статье рассматривается жизненный путь и социальные контакты представителя высшего слоя позднеантичного общества Павлина Ноланского через призму его корреспонденции. Анализируются личности его адресатов с целью реконструкции коллективного портрета интеллектуальной элиты латинского Запада IV–V вв. Среди единомышленников Павлина отцы Церкви: Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Гиппонский. Близким другом Павлина был христианский историк Сульпиций Север.

Русский

Страницы

Подписка на IV в.