Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis»
В статье исследуется исторический и идейный контекст знаменитого послания папы Геласия I (492–496), составленного в 494 г. и адресованного императору Анастасию I (491–517). Это послание (12-е, согласно изданию А. Тиля) известно своим пассажем «Duo quippe», в котором папа ведет речь о различии светской и духовной властей и соответствующих полномочиях императора и «священников». Послание является одним из фундаментальных «программных» документов папства раннего Средневековья, оказавшим существенное влияние на последующее развитие идеологии папского первенства. Как следствие, существует обширная историографическая традиция, связанная с его изучением. Основным ее свойством является, с одной стороны, акцент на изучении влияния послания Геласия на последующую историю развития папской идеологии, а с другой — изучение его вне контекста целого ряда современных ему папских документов сходного содержания, возникших в контексте тех же исторических событий (прежде всего, речь идет о т. н. «акакианской», или «феликианской», схизме) и содержащих те же или схожие тезисы. Тем самым в рамках данной статьи проводится анализ общеисторического, прежде всего политического, контекста, оказывавшего влияние на возникновение как отдельных документов, так и отдельных идей, которые вместе характеризуют воззрения римских пап второй половины V в. на отношения светской и духовной властей и в более узком смысле — пап и императоров. С учетом всех этих обстоятельств появление послания Геласия «Famuli vestrae pietatis» уже не выглядит изолированным или уникальным явлением ни с содержательной, ни с событийной точки зрения. Вместе с тем оно оказывается последним в ряду и тем самым венчает собой схожие по содержанию папские документы, отстаивающие радикальную точку зрения на прерогативы папской власти в ее отношениях с государственной властью эпохи падения Западной Римской империи.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии