XIV в.

Мануил Фил и Андроник II: придворный поэт в горе и радости

Мануил Фил - интересная фигура в истории Византии конца XIII - начала XIV в.: этот выходец из новой знати не только участвовал в дипломатических миссиях, но и оставил огромное стихотворное наследие, и сегодня Фил известен в первую очередь как придворный светский стихотворец. По его стихам установлено, что в какой-то момент он попал в опалу, был удален от двора и даже пережил заключение.

Русский

Что читали киприоты в XIV-XVI вв.

Эпоха Ренессанса оставила мировой культуре не только имена великих поэтов, философов, зодчих и художников, но и великолепные рукописные собрания, книжные коллекции и библиотеки. Поиск древних рукописей, их переписывание, собирательство стали характерной особенностью эпохи в Европе. Несмотря на географическую удаленность от европейских центров гуманистической культуры, Кипрское королевство было непосредственным потребителем ее достижений. Раннегуманистические идеи, страсть к собирательству библиотек, копирование рукописей захватили и греческую и латинскую интеллектуальную элиту королевства.

Русский

Корпус завещаний венецианского нотария Бенедетто Бьянко как источник по истории Таны в середине XIV в.

В статье вводится в научный оборот новый большой комплекс источников по истории итальянской фактории Таны (Азова) из Венецианского государственного архива Италии. На основании данных завещаний, составленных нотарием и канцлером консульства Таны Бенедетто Бьянко, анализируются проблемы торговли, социальных отношений, особенностей делопроизводства, экономического положения и состава населения Таны в середине XIV в. Выявлены новые факты политической истории, реалии материальной культуры и психологии населения фактории на периферии византийского мира.

Русский

Программа росписи придела Вамека Дадиани в Хоби

Статья посвящена изучению программы и иконографии некоторых сцен росписи придела Вамека Дадиани в Хоби конца XIV в. Анализ ктиторского изображения дает дополнительную информацию о заказчике. Особенный характер программы обусловлен погребальной функцией придела. Основной акцент росписи придает сцена, изображающая Христа, лежащего во Гробе, крайне редко встречающаяся в византийском искусстве. Наличие этой сцены говорит о знакомстве автора с широким спектром произведений за пределами Грузии.

Русский

«Сияющий диск и вращающийся храм»: икона света в византийской культуре

Статья посвящена новой интерпретации иконографии «светящегося» или «вращающегося» диска. Речь идет об изображении диска, состоящего из трех кругов разной интенсивности, который воплощает образ эманирующего и вращающегося света. Этот мотив получает широкое распространение в византийском искусстве XIII–XIV вв., особенно в Греции, на Кипре, в Сербии и других балканских землях, и занимает важнейшие места в иконографических программах.

Русский

Приделы в сербских храмах XIII - первой половины XIV в.

 

Статья посвящена проблеме значения приделов и их влияния на архитектурную композицию сербских храмов XIII - первой половины XIV в. Наша главная цель - показать, что устройство приделов было важной частью сложных процессов формирования и трансформации облика сербского храма, связанных с церковно-политической идеологией.

Русский

Страницы

Подписка на XIV в.