Византия

Фресковые росписи пещерных георгиевских церквей Инкермана

В статье исследуются композиции фресковых росписей двух пещерных церквей в Инкермане, которые были освящены во имя св. Георгия. Церковь в Георгиевской (Крымской) балке (первая - третья четверть XV в.) была разрушена во второй половине XIX в. По сохранившимся описаниям и иконографии авторы попытались реконструировать систему росписи храма. В апсиде два сюжета: в конхе - Вознесение; в нише алтаря - Деисус. Сюжет Вознесение - центральный. Иконография Деисуса имеет ближайшую аналогию в стенописи пещерной церкви Кильсе-тубю в округе Мангупа.

Русский

К вопросу о расположении Фульской епархии в горном Крыму

В статье интерпретируется информация приведённая в генуэзском документе середины 70-х гг. XV в., в соответствии с которой жители сел восточной части северного склона Главной гряды Крымских гор (Орталана, Сартаны и других) летом живут и ведут сельскохозяйственные работы в этих селах и платят там десятину представителям Крымского хана, а остальную часть года они живут в Солдайе, где платят подушную подать и несут караульную повинность. Автор видит в этом свидетельстве рудимент историко-географический реалий раннего средневековья. В XV в.

Русский

Двинские фоллисы с изображением Христа и взаимоотношения города с Византией в 1049-1053 гг.

В статье анализируется серия медных монет византийского типа, найденных за последние несколько лет на территории Армении и приграничных районов Грузии. Приведено чтение надписей на этих монетах, реконструирована хронология их выпусков. Обосновывается локализация чеканки этих монет в Двине в промежуток между занятием города византийцами в 1049 г. и началом правления Искандара ибн Шавура Шаддадида в 1053 г.

Русский

Культурная память и ее реактуализации: византийская идея Ирана

В статье ставится проблема «культурной памяти» и ее роли в византийском интеллектуализме. В качестве частного примера анализируются концепции Ирана (Персии), обнаруживаемые в византийской письменности с IX по XV в. В этой связи подробно обсуждается содержание византийской культурной памяти и механизмы ее реактуализации в византийской интеллектуальной повседневности.

Русский

Йорам Цафрир и израильская школа византийской археологии

В статье кратко описано становление византийской археологии в Израиле. Дается высокая оценка роли в этом процессе профессора Иерусалимского университета Йорама Цафрира. Очерчен круг изученных им памятников и научных интересов. Перечислены основные достижения его учеников, которые могут быть названы «школой Цафрира».

Русский

Золотой перстень-печать Феодоры Торникины из Национального археологического музея в Софии

Золотой перстень с именем Феодоры Торникины Комнины Палеологины представляет исключительную важность для исследования фамилии Торникиев в конце XIII и начале XIV в.; кроме того, он дополняет т. н. «константинопольскую группу» византийских перстней с печатью и одновременно поддерживает аргументы выделения такой группы среди перстней того времени. Вопрос, как он оказался в окрестностях города Асеновград, остается открытым. Ответ на него можно искать в событиях между 1254 и 1256 гг., связанными с войной между Болгарией и Византией и взятием крепости Цепина.

Русский

Многоязычие в Византии (IV-XV вв.)

В статье рассматривается проблема многоязычия в Византии. Автор выделяет основной набор тем в византийской письменности, связанных с многоязычием мира, обсуждает его содержание, функции и роль многоязычия. В работе рассматривается интеллектуальная рефлексия византийцев относительно многоязычия мира, проблемы практического многоязычия в византийской текстуальной культуре, типология лиц, практиковавших многоязычие. В заключении автор дает типологию византийского многоязычия в сравнении с другими цивилизационными типами Средиземноморья.

Русский

Владельческие записи иеромонаха Неофита в рукописях афонского монастыря Констамонит

В статье обсуждаются пять греческих рукописей, в которых содержатся записи о принадлежности их иеромонаху Неофиту из афонского монастыря Констамонит. Записи имеют близкую формулировку, но сделаны разными людьми в конце XV - начале XVI в. Установлено, что два фрагмента «Слова к пастырю» Иоанна Лествичника из коллекции П.И. Севастьянова в Российской государственной библиотеке ранее принадлежали одному кодексу. На основании владельческой записи определено происхождение обоих фрагментов из монастыря Констамонит.

Русский

Военная реформа Константина V: создание регулярных тагм

Статья посвящена изучению военно-административной реформы императора Константина V. По данным письменных источников прослеживается процесс формирования мобильной армии. Она была составлена из наиболее боеспособных регулярных подразделений. Часть этих военных формирований была выведена из подчинения стратигов больших фем после мятежа Артавазда (742-743 гг.). В 50-60-е гг., по образцу ранневизантийских кавалерийских схол, в Константинополе были созданы два новых регулярных отряда - тагма схол и тагма экскувитов.

Русский

Что читали киприоты в XIV-XVI вв.

Эпоха Ренессанса оставила мировой культуре не только имена великих поэтов, философов, зодчих и художников, но и великолепные рукописные собрания, книжные коллекции и библиотеки. Поиск древних рукописей, их переписывание, собирательство стали характерной особенностью эпохи в Европе. Несмотря на географическую удаленность от европейских центров гуманистической культуры, Кипрское королевство было непосредственным потребителем ее достижений. Раннегуманистические идеи, страсть к собирательству библиотек, копирование рукописей захватили и греческую и латинскую интеллектуальную элиту королевства.

Русский

Страницы

Подписка на Византия