К вопросу о функции комниновского образа «Одигитрия - Ἄκρα Ταπείνωσις»

К вопросу о функции комниновского образа «Одигитрия - Ἄκρα Ταπείνωσις»
Название др. яз.: 
On the Function of the Comnenian Image «Hodegetria - Ἄκρα Ταπείνωσις»
Тип работы: 
статья
Язык работы: 
русский
Страниц: 
14
Рубрикатор тематический: 
Рубрикатор географический: 

Происхождение иконографии, в научном обиходе известной как «Одигитрия-Ἄκρα Ταπείνωσις», обычно связывают с текстами великопятничного богослужения, вошедшими в него ко времени создания Евергетидского Синаксаря. Однако последний не предусматривает шествий с иконами на Страстную Пятницу, о которых заставляет думать двусторонний характер и наличие специфических пазов в нижней части сохранившихся икон соответствующего типа. Поэтому более подходящим местом для функционирования их прототипа представляется комплекс монастыря Пантократора в Константинополе, в одной из церквей которого, посвященной Богородице Элеусе, был принят некий вариант Святогробского типикона, что предполагало последование Святых Страстей с литийными шествиями и гимнографией крестобогородичного содержания. Кроме того, типикон Пантократора предусматривает участие процессионных икон в заупокойных службах, возлагая ответственность за них на клириков церкви Элеусы. Наличие в последней собственного процессионного образа, который, невзирая на имя Элеусы, вполне мог принадлежать к типу Одигитрии, особо отмечается в типиконе. Предположение о том, что в этой роли выступала «Одигитрия-Ἄκρα Ταπείνωσις», подтверждается как позднейшими изображениями монашеских успений с образом Ἄκρα Ταπείνωσιςна груди усопшего и, в одном случае, иконой Одигитрии позади от его ложа, так и более ранней тенденцией размещать рядом с погребениями сюжеты на темы Страстей в декорации византийских храмов.

Год работы: 
2024
Страница начальная: 
229
Страница конечная: 
242
BB
108
1
Автор(ы) ориг.: 
Овчарова О. В.
Список литературы: 
  1. Виноградов А.Ю. Пантократора монастырь // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2019. Т. 54: Павел - Пасхальная хроника. С. 500-504.
  2. Мокрецова И.П., Наумова М.М., Киреева В.Н., Добрынина Э.Н., Фонкич Б.Л. Материалы и техника византийской рукописной книги (по реставрационной документации Государственного научно-исследовательского института реставрации). М.: Индрик, 2003.
  3. Мусин А.Е., Петров М.И. Комплекс христианских древностей с раскопа посольский-2006 в Великом Новгороде и вопросы хронологии византийских изделий из стеатита // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 38. С. 10-14.
  4. Овчарова О.В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. М.: Индрик, 2020.
  5. Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари Евергетидской группы // Богословские труды. 2003. Вып. 38. С. 321-355.
  6. Робер де Клари. Завоевание Константинополя / Пер. и комм. М.А.Заборова. М: Наука., 1986. С. 66-67.
  7. Четинкая Х. Погребальные компартименты в монастыре Пантократора // Византий и Византия. Провинциализм столицы и столичность провинции / Под ред. А. Виоградова и С. Иванова. СПб.: Алетейя, 2020. С. 47-56.
  8. Шалина И.А. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на константинопольской плащанице // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 305-336.
  9. Δρακοπούλου Ε. Η Πόλη της Καστοριάς τη βυζαντινή και μεταβυζαντινή εποχή (12ος - 16ος αι.). Ιστορία - Τέχνη - Επιγραφές. Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 1997.
  10. Δρακοπούλου Ε., Λουκάκη Μ. Ανέκδοτη επιστολή του Γρηγορίου Αντιόχου προς τον επίσκοπο Καστοριάς στα τέλη του 12ου αιώνα. Παρατηρήσεις στην εκκλησιαστική ιστορία της πόλης // Βυζαντιακά 1989. Т. 9. Σ. 120-137.
  11. Παναγιωτίδη Μ. Η προσωπικότητα δύο αρχόντων της Καστοριάς και ο χαρακτήρας της πόλης στο δεύτερο μισό του 12ου αιώνα // Δώρον. Τιμητικός τόμος στον καθηγητή Νίκο Νικονάνο. Θεσσαλονίκη: 10η Εφορεία βυζαντινών αρχαιοτήτων, 2006. Σ. 157-167.
  12. Παναγιωτίδη-Κεσίσογλου Μ. Σχόλια και παρατηρήσεις στο φαινόμενο της εμπλοκής των γυναικών σε δωρεές // Η γυναίκα στο Βυζάντιο. Λατρεία και τέχνη / Επ. Μ. Παναγιωτίδη-Κεσίσογλου. Αθήνα Χριστιανική αρχαιολογική εταιρεία, 2012. Σ. 257-268.
  13. Παπαδοπούλου-Κεραμέως Α. Ανάλεκτα Ιεροσολυμίτικης σταχυολογίας. Τ. 2. Εν Πετρουπόλει: Тип. Киршбаума, 1894. Σ. 1-147.
  14. Σίσιου Ι. Οι άγιοι ανάργυροι στο εικονογραφικό πρόγραμμα του Θεοδώρου Λημνιώτη // Niš and Byzantium / Ed. by M. Rakocija. Niš, 2020. P. 381-410.
  15. Τσιγαρίδας Ε. Εικόνες του Βυζαντινού μουσείου και ναών της Καστοριάς (12ος - 16ος αιώνας). Αθήνα: Η εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία, 2018.
  16. Belting H. An Image and Its Function in the Liturgy: The Man of Sorrows in Byzantium // Dumbarton Oaks Papers. 1980/81. Vol. 34/35. P. 1-16.
  17. Belting H. The Image and Its Public in the Middle Ages: Form and Function of Early Paintings of the Passion / Trans. by M. Bartusis, R. Meyer. New York: A.D. Karatzas, 1990.
  18. Burnand T. The Complexity of the Iconography of the Bilateral Icon with the Virgin Hodegetria and the Man of Sorrows, Kastoria // Wonderful Things: Byzantium through its Art / Ed. by A. Eastmond, L. James. London: Routledge, 2013. P. 129-138.
  19. Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founder’s Typika and Testaments / Ed. by J. Ph. Thomas, A. Constantinides-Hero [Dumbarton Oaks Studies, 35]. Washington DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000. Vol. 2.
  20. Carr A.W. A Group of Provincial Manuscripts from the Twelfth Century // Dumbarton Oaks Papers. 1982. Vol. 36. P. 39-81.
  21. Carr A.W. Icons and the Object of Pilgrimage in Middle Byzantine Constantinople // Dumbarton Oaks Papers. 2002. Vol. 56. P. 75-92.
  22. Constas M. Poetry and Painting in the Middle Byzantine Period: Α Bilateral Icon from Kastoria and the Stavrotheotokia of Joseph the Hymnographer // Viewing Greece: Cultural and Political Agency in the Medieval and Early Modern Mediterranean / Ed. by Sh. Gerstel. Turnhout: Brepols, 2016. P. 16-32.
  23. Dyatlova M. The Iconography of the Ἄκρα ταπείνωσις in Late Byzantine Church Decoration (Οn the Μaterial from the Balkans and Russia). Thesis (MPhil).
  24. Gautier P. Le typikon du Christ Sauveur Pantocrator // Revue des études byzantines. 1974. T. 32. P. 1-145.
  25. Hadermann-Misguich L. Influences de miniatures constantinopolitaines sur les peintures murales des Saint-Anargyres de Castoria et de Saint Georges de Kurbinovo // Διεθνές Συμπόσιο Βυζαντινή Μακεδονία 324-1430 μ.χ. (Θεσσαλονίκη, 29-31 οκτωβρίου 1992). Θεσσαλονίκη, 1995. Σ. 115-127.
  26. Hadermann-Misguich L. Le Temps des Anges. Recueil d’études sur la peinture byzantine du XIIe siècle, ses antecedents, son rayonnement / Ed. par B. D’Hainau-Zveny, C. Vanderheyde. Bruxelles: Le Livre Timperman, 2005. VI. P. 143-156.
  27. Hetherington P. Who Is This King of Glory? The Byzantine Enamels of an Icon Frame and Revetment in Jerusalem: For Hugo Buchthal at 80 // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1990. Bd. 53/1. S. 25-38.
  28. Hetherington P. Enamels, Crowns, Relics and Icons. Studies on Luxury Arts in Byzantium [Variorum Collected Studies Series]. London; New York: Routledge, 2016. Pt. XII.
  29. Kotzabassi S. Feasts at the Monastery of Pantokrator // The Pantokrator Monastery in Constantinople / Ed. by S. Kotzabassi [Byzantinisches Archiv, 27]. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2013. P. 153-190.
  30. Lazarev V. Studies in the Iconography of the Virgin // Τhe Art Bulletin. 1938. Vol. 20, 1. P. 26-65.
  31. Lidov A. A Byzantine Jerusalem. The Imperial Pharos Chapel as the Holy Sepulchre // Jerusalem as Narrative Space / Erzӓlraum Jerusalem / Ed. by A. Hoffmann, G. Wolf. Leiden; Boston: Brill, 2012. P. 63-103.
  32. Magdalino P. The Foundation of the Pantokrator Monastery in its Urban Setting // The Pantokrator Monastery in Constantinople / Ed. by S. Kotzabassi [Byzantinisches Archiv, 27]. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2013. P. 33-56.
  33. Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the Eleventh and Twelfth Centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1980/1981. Vol. 24/25. P. 77-124.
  34. New Perspectives on the Man of Sorrows / Ed. by C.R. Puglisi, W.L. Barcham [Studies in Iconography: Themes and Variations]. Kalamazoo: Medieval Institute Publications, Western Michigan University, 2013.
  35. Ousterhout R. Byzantine Funerary Architecture of the Twelfth Century // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира: XII век / Отв. ред. О.Е. Этингоф. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 9-17.
  36. Pallas D. Passion und Bestattung Christi in Byzanz. Der Ritus - das Bild [Miscellanea Byzantina Monacensia, 2]. Münich: Institut für Byzantinistik und Neugriechische Philologie der Universität, 1965.
  37. Parenti S. The Beginning of the Hagiopolite Liturgy in Constantinople: New Narrative or Historical Novel? About an Article by Stig R. Frøyshov // Medioevo Greco. 2022. Vol. 22. P. 399-427.
  38. Parpulov G.R. Mural and Icon Painting at Sinai in the Thirteenth Century // Approaching the Holy Mountain. Art and Liturgy at St Catherine’s Monastery in the Sinai / Ed. by Sh. E.J. Gerstel, R.S. Nelson. Turnhout: Brepols, 2010. P. 345-414.
  39. Pentcheva B. Icons and Power: The Mother of God in Byzantium. University Park, Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2006.
  40. Piroska and the Pantokrator. Dynastic Memory, Healing and Salvation in Komnenian Constantinople / Ed. by M. Sághy, R. Ousterhout. Budapest; New York: CEU Department of Medieval Studies; Central European University Press, 2019.
  41. Puglisi R., Barcham W.L. “The Man of Sorrows” and Royal Imaging: The Body Politics and Sovereign Authority in Mid-Fourteenth-Century Prague and Paris // Artibus et Historiae. 2014. Vol. 35, 70 [Essays in Honour of Stefania Mason]. P. 31-59.
  42. Ševčenko N.P. Ikons in the Liturgy // Dumbarton Oaks Papers. 1991. Vol. 45. P. 45-57 (= Ševčenko N.P. The Celebration of the Saints in Byzantine Art and Liturgy. Farnham: Ashgate Variorum, 2013. Pt. XI. P. 1-41).
  43. Ševčenko N.P. The Service of the Virgin’s Lament Revisited // The Cult of the Mother of God in Byzantium: Texts and Images / Ed. L. Brubaker and M. Cunningam. Farnham: Ashgate, 2011. P. 247-262.
  44. Tatić-Djurić M. Eleousa: A la recherche du type iconographique // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1976. Bd. 25. S. 259-267.
  45. The Pantokrator Monastery in Constantinople / Ed. by S. Kotzabassi [Byzantinisches Archiv, 27]. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2013.
  46. The Synaxarion of the monastery of the Theotokos Evergetis. March-August. The Movable Cycle / Text and Translation by R.H. Jordan [Belfast Byzantine Texts and Translations, 6, 6]. Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 2005.
  47. Vassis I. Das Pantokratorkloster von Konstantinopel in der byzantinischen Dichtung // The Pantokrator Monastery in Constantinople / Ed. by S. Kotzabassi [Byzantinisches Archiv, 27]. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2013. P. 203-250.