Палестина и Ближний Восток в византийских описаниях Святой Земли
Научный проект «Сравнительное источниковедение описаний Христианского Востока в греческих, латинских и древнеславяно-русских памятниках византийской и пост-византийской эпохи», в рамках которого подготовлена настоящая статья, предполагает поиск, источниковедческий анализ, в определенных случаях публикацию и перевод на русский язык не известных доселе текстов, а главное - фундаментальное источниковедческое исследование греческих, латинских и древнерусских памятников книжности византийского и пост-византийского периодов (IV-XVII вв.), дополняемое необходимыми свидетельствами средневековых текстов ближневосточного - сирийского и арабского, кавказского - армянского и грузинского, а также хазарского, тюркского и иного происхождения. Данный источниковедческий обзор посвящен византийским греческим памятникам. Византийские описания Святой Земли базировались на таких литературных основах, как античная и ранневизантийская истории Палестины, раннехристианская богословская традиция, а также латинская позднеримская и ранневизантийская традиция описаний, являвшаяся до начала VII в. основной государственной языковой базой. Собственно византийская паломническая и описательная литература ведет свое начало от Евсевия Кесарийского, его описаний Святой Земли и исторических повествований о регионе. Евсевий - не паломник, он - епископ Кесарии Понтийской (Палестинской), где он, как и многие ранневизантийские авторы, служил продолжительное время, собирая свидетельства и описывая события, происходившие на Ближнем Востоке и в мире. «Средневизантийский» период литературных свидетельств о Палестине связан в большинстве своем с византийской агиографией, с житиями, мартириями и страстями прежде всего ближневосточных святых и подвижников, описанных агиографами благодаря их личной службе в Сирии или Палестине. Наконец, в поздней Византии переход от византийской уже к пост-византийской традиции описания Святой Земли происходит органично, внешне малозаметно и в новых исторических условиях, но на прежних богословских основах паломническая литература продолжает последовательно развиваться.
- Беляев Л.А., Попов И.Н., Тарханова С.В., Масиель Санчес Л.К., Панченко К.А., Казарян А.Ю. и др. Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. 21. М: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 397-445.
- Бибиков М.В. К источниковедческому анализу византийских свидетельств о духовных центрах Палестины // Античная древность и средние века. 2023. Т. 51. С. 90-104.
- Бибиков М.В. К сравнительному источниковедению описаний Христианского Востока в памятниках византийской и поствизантийской эпохи // Православный Палестинский сборник. 2023. Вып. 121. С. 393-403.
- Бибиков М.В. Состав и содержание поствизантийских греческих описаний Святой Земли // Богословский вестник. 2024. № 2 (53). С. 152-172.
- Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия / Изд. подготовил А.И. Цепков. Рязань, 2004.
- Пашков П.А. Греческие и латинские описания Святой Земли до арабского завоевания: характеристика источников и история изданий // Каптеревские чтения. 2023. Вып. 21. С. 23-36.
- Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. С.П. Кондратьева. Т. 2. М., 1996. С. 70-71.
- Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. и комм. А.А. Чекаловой. М., 1993.
- Riant P. Exuviae sacrae Constantinopolitanae // Préface de J. Durand. T. 2. Paris: Éditions du CTHS, 2004.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии