Sol Invictus и римский император: к вопросу о прообразах Христа в экзегезе Ефрема Сирина
В статье исследуется экзегетический фрагмент из гимнов «О Рождестве» (XVIII 3) прп. Ефрема Сирина († 373). Несмотря на то что произведения Ефрема в целом изучены достаточно хорошо, данная строфа до сих не получила удовлетворительного объяснения. В ней Ефрем, следовавший типологическому методу толкования Священного Писания, рассматривает основателя Римской империи Октавиана Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) в качестве прообраза Христа и называет правителя «царем по имени ṣemḥā (Сияние)». Развивая типологию двух царей, земного и Небесного, Ефрем сопоставляет Октавиана и Христа и именует их соответственно ṣemḥā и denḥā (Восток). Для корректного понимания причин, по которым слово ṣemḥā отнесено к Августу, необходимо учесть связь этого слова с культом Непобедимого Солнца (Sol Invictus), который активно развивался при Константине I Великом (306-337), старшем современнике Ефрема. Хотя рецепция данного культа в Римской империи произошла только в III в. н. э., именно Октавиан Август начал процесс усвоения солярного культа в его эллинистической форме. Более того, как сообщает Светоний в «Истории двенадцати цезарей», Августа считали сыном Аполлона и отождествляли с «сиянием Солнца». Среди византийских авторов, в сочинениях которых отразилась эта традиция, встречаются не только Ефрем Сирин, но даже Симеон Логофет.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии