Эволюция проблематики законов о рабах в ранневизантийском законодательстве
Законы об освобождении больных и старых рабов, рабов — принудительных наследников или рабов, достигших высоких государственных должностей, вряд ли, на наш взгляд, могут свидетельствовать о глубокой тенденции в обществе к освобождению от рабства31 . Напротив, эта была тенденция укрепления авторитета рабовладельческого общества и государства. Ведь круг манумиссий, в большей степени отражавший реальные и массовые социально-экономические и социальные мотивы поощрения освобождения, заметно сужался. До Юстиниана, да в немалой степени и для времени его правления вряд ли приходится говорить о ведущей инициативной роли государства в освобождении рабов. Согласие, т.е. воля господина, в абсолютном большинстве случаев являлось решающим фактором. В группе законов Юстиниана о купле-продаже рабов по сравнению с предшествующим периодом, пожалуй, можно отметить только то, что Юстиниан утвердил официальные цены на рабов от 20 до 70 номисм, в зависимости от их квалификации32. Обращает на себя внимание не столько увеличение числа законов, связанных с вопросами суда, в которых упоминаются рабы, сколько тематика этих законов, речь, как правило, идет о спорах и наследстве. Так же, как и подобные законы предшествующих императоров, законы Юстиниана разрешают применять пытки рабов, входивших в наследство, но по сравнению с предыдущим периодом ограничивается круг рабов, которые должны были подвергнуться пыткам. Содержание законов Юстиниана позволяет сделать вывод о сохранении значения рабства как важного фактора экономической жизни. В то же время они свидетельствуют о возрастающей хозяйственной самостоятельности рабов, о все большем распространении института пекулия (VII.17.1; XI.48.21), об усиливавшемся обеднении мелких и средних рабовладельцев. Один из показателей упадка рабовладения среди широкой массы населения — законы, определяющие права коллективных собственников на раба (VEt.7.1,2; 15.1 etc.). В целом законодательство Юстиниана как по числу, так и по характеру законов было в большей степени направлено на поддержание прав собственников, на более четкое разграничение статуса свободных, зависимых, рабов, чем на реальное освобождение и изживание рабства как института. Это свидетельствует о важности проблемы рабства и для VI в. Проблематика законов Юстиниана о рабах в известной мере может рассматриваться как подводящая итоги ее эволюции. Изменения в проблематике, волновавшей законодателей, достаточно отчетливо отражают общую эволюцию рабства во II–VI вв.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии