Композиция хроники Георгия Амартола
Проанализировав композицию хроники Амартола, мы пришли к следующим выводам. Хаотичность и упорядоченность изложения отражают степень осмысленности для автора той или иной части исторического процесса. Смысл же истории в представлении Амартола сообщают два фактора — сакральный и имперский. По характеру и степени взаимодействия этих факторов история фактически делится для Георгия на четыре части: от Адама до Вавилонского пленения, от плена до Христа, от Христа до Константина и от Константина, очевидно, до конца света. Соединение священной истории с Kaiseridee осуществляется дважды — в иудейской истории и византийской. Но если иудейская история ограничена как в пространстве, поскольку параллельно ей идет языческая история, так и во времени, поскольку она окончательно и бесповоротно завершается пришествием Христа, то византийская, наоборот, замещает всемирную, и открыта в будущее. Кроме того, незамкнутость византийской истории ведет к восприятию ее как длящегося процесса. Особняком стоит фигура Александра Македонского, в котором соединение священной истории с императорской намечено, но не доведено до конца. Полученные в результате исследования композиции хроники данные, давая представление о взглядах Амартола на историю и о факторах, определяющих, с точки зрения писателя, ее ход, указывают на то, какие именно аспекты в истории более всего интересуют хрониста, что существенно облегчает анализ проблематики произведения, ориентируя в огромном количестве частных тем и вопросов, трактуемых Амартолом в его хронике.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии