греческие рукописи

Греческое Четвероевангелие в Парижской Национальной библиотеке

Евангелие Coislin 21 из Национальной библиотеки Франции в Париже украшено таблицами канонов и миниатюрами с изображениями евангелистов, которые до сих пор не были предметом искусствоведческого исследования. Эту рукопись исследователи ранее относили к XII в. В данной статье проводится стилистический анализ ее художественного оформления, которое рассматривается в контексте раннекомниновского искусства второй половины XI в. Особенно близкими миниатюрам этой рукописи автор считает изображения евангелистов из другого греческого Евангелия в той же библиотеке, grec 189.

Русский

Греческие рукописи «круга протоспафария Никиты» около 970 г.

В статье проводится почерковедческий анализ двух греческих патристических сборников: Слов Григория Богослова ГИМ, Син. греч. 62 (Влад. 145) и Гомилий Иоанна Златоуста Sinait. gr. 360. Устанавливается принадлежность основного минускульного текста, маюскульных заглавий и колонтитулов в обоих кодексах одному писцу (писец S), а орнаментальной декорации - одному художнику. Писец S отождествляется с писцом колофона 970 г., а также колонтитулов и заглавий в сборнике Слов Василия Великого Paris, BnF, gr. 497, основной текст которого переписан протоспафарием Никитой в 966 г.

Русский

Греческое Евангелие XI в. в Национальной библиотеке Франции

Статья посвящена малоизученным миниатюрам толкового Четвероевангелия Cod. Gr. 189 из Национальной библиотеки Франции в Париже. Эта рукопись лишь коротко упоминается в научной литературе и обычно датируется XII в. Тщательное исследование художественного своеобразия миниатюр парижского Четвероевангелия в сравнении с другими иллюстрированными рукописями раннекомниновского периода позволяет автору отнести их ко второй половине XI в.

Русский

Рудименты «корониса» в художественном оформлении греческих рукописей IX-X вв. в российских собраниях

Материал греческих иллюминированных рукописей IX-X вв. позволяет судить об этапах эволюции византийской книжной декорации: от нерегулярного декора через переходный период к сложению регулярной декоративной системы. Одним из признаков нерегулярной декоративной системы служит наличие колофонов с повтором заглавия, причем с преобладающим художественным акцентом на окончании текста по сравнению с началом следующего. Аналогичную функцию выполняет и специфический декоративный элемент - коронис.

Русский

Сочинение «В чем состоят гнусные дела римлян» (Par. gr. 1295)

Сочинение «В чем состоят гнусные дела римлян», сохранившееся в рукописи Par. gr. 1295, принадлежит к той разновидности византийских «обвинительных списков», которая восходит к «Слову об опресноках» Иоанна Клавдиопольского. Предположительно сочинение «В чем состоят гнусные дела римлян» является переработкой ранней версии произведения «Ереси и соблюдения франков», известного по рукописи Brux. II 4836, и широко датируется временем между концом XI и XV вв.

Русский
Подписка на греческие рукописи