Михаил Пселл

«Русский вектор» византийской политики при Романе IV Диогене и Михаиле VII Дуке

Выдвинутая почти полтора века назад основателем «Византийского временника» В.Г. Васильевским гипотеза о русском адресате двух писем с предложением брачного союза, составленных Михаилом Пселлом от имени императора Михаила VII Дуки (1071-1078), незаслуженно игнорируется в современной, прежде всего западной, византинистике. В статье актуализируются аргументы против укоренившегося мнения о связи данных посланий с Робертом Гвискаром и рассматриваются возможности по адресации их одному из русских князей - членов «триумвирата Ярославичей».

Русский

Areopagitica in Stethatos: chronology of an interest

Сочинения Никиты Стифата можно разделить на три группы в зависимости от времени их написания. До 1019 г. в них не встречается заимстований из Дионисия Ареопагита. Для периода 1019–1042 гг. характерны многочисленные и обширные цитаты из сочинений «О божественных именах», «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». После 1043 г. ссылки на ареопагитики становятся редкими и небольшими по объему.

Русский

О Тайной вечери

 

Принадлежащая П. Готье атрибуция Михаилу Пселлу сочинения «О Тайной вечери», сохранившегося в Vat. gr. 2220, находит себе поддержку в рукописи Pan. 64. Автор произведения использовал в своей работе сочинение на ту же тему Иоанна Филопона и толкование Максима Исповедника на «Послание к Поликарпу» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Похоже, что издаваемое сочинение оказало влияние на Никиту Стифата в работе над его первыми двумя произведениями против опресноков. Отдельные черты сближают сочинение Пселла и с первым посланием Льва Охридского Иоанну Транийскому Памятник издается впервые.

Русский

Сочинение «О Тайной вечере» Михаила Пселла

 

Принадлежащая П. Готье атрибуция Михаилу Пселлу сочинения «О Тайной вечери», сохранившегося в Vat. gr. 2220, находит себе поддержку в рукописи Pan.64. Автор произведения использовал в своей работе сочинение на ту же тему Иоанна Филопона и толкование Максима Исповедника на «Послание к Поликарпу» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Похоже, что издаваемое сочинение оказало влияние на Никиту Стифата в работе над его первыми двумя произведениями против опресноков. Отдельные черты сближают сочинение Пселла и с первым посланием Льва Охридского Иоанну Транийскому Памятник издается впервые.

Русский

Stethatos' Paradise in Psellos' ekphrasis of Mt Olympos (Orat. min. 36 Littlewood)

Михаилом Пселлом были написаны четыре короткие речи, посвященных описанию красот природы горы Олимпа, где он постригся в монахи в 1055 г. В этих описаниях обнаруживаются взгляды Пселла на монашество и, в особенности, на соотношение природного и Божественного. Как следствие, эти речи позволяют понять критику Пселла в адрес патриархов Михаила Кирулария и Иоанна Ксифилина, а также его приверженность взглядам Никиты Стифата, выраженных в "Созерцании рая".

Неопределенный

Страницы

Подписка на Михаил Пселл