Иерусалим

«Ономастикон» Евсевия Кесарийского и «Бурдигальский итинерарий» о святынях Палестины

Исследование посвящено обсуждению различных аспектов религиозных взаимоотношений и паломнической культуры в Палестине в начале IV в. за пределами Иерусалима. Мы пытаемся представить реальное положение и возможности местных палестинских христиан этой эпохи в процессе развития проекта Св. земли имп. Константина. Используя сведения из «Ономастикона» Евсевия Памфила и «Бурдигальского итинерария», мы фиксируем и обсуждаем те перемены, которые произошли c различными святыми местами в краткий исторический период между началом и30-ми гг. IVв.

Русский

Палестинский Музей Антонина Капустина: состояние исследований и перспективы изучения

В статье делается попытка собрать воедино сведения о коллекциях, которые архимандрит Антонин (Капустин) составил во время руководства Русской Духовной миссией в Иерусалиме в 70-80-е гг. XIX в. Это большое и типичное для Святой Земли XIX в. собрание содержало памятники лапидарной эпиграфики, скульптуру, монеты и другие археологические предметы. Более всего в нем было вещей римского и византийского периодов. Часть этого собрания к настоящему времени оказалась в государственных музеях России и Израиля. Лучшие вещи идентифицированы и опубликованы.

Русский

«Ономастикон» Евсевия Кесарийского и «Бурдигальский итинерарий» о святынях Иерусалима

В нашем исследовании мы пытаемся представить возможности и усилия христиан Палестины в эпоху Константина по развитию проекта Святой Земли. Мы оставляем в стороне императорские проекты раскопок и базилик и обращаем внимание на менее заметную деятельность местных христиан в сфере сакральной археологии. Для этой цели мы анализируем сведения из «Ономастикона» Евсевия Памфила и «Бурдигальского итинерария» о состоянии святых мест в Иерусалиме и тех изменениях, которые произошли с ними в краткий исторический период между началом и 30-ми гг. IV в.

Русский

Епископ Кирилл Иерусалимский и развитие сакральной археологии в Святой земле в середине IV в.

В середине IV в. епископ Иерусалима Кирилл создает серию гомилий, которые произносит в иерусалимской базилике мартирии, что рядом с Гробом Господним. В этих гомилиях, помимо обсуждения различных вопросов катехизации и богословия, Кирилл настойчиво обращает внимание слушателей на большое число материальных вещей и объектов, которые, с его точки зрения, являются доказательствами истинности христианской веры.

Русский

Воздвижение Креста Ираклием в греческой и западной традиции

В статье рассматривается изображение события Воздвижения Креста императором Ираклием в некоторых греческих и западных нарративных источниках VII-XV вв. Делается наблюдение о том, что многие западные источники содержат легенду о чуде при входе Ираклия в Иерусалим, в то время как ни в одном ныне сохранившемся греческом тексте она не встречается. Предлагается вариант интерпретации этого необычного феномена, основанный на учете как религиозно-политической обстановки в империи в VII в. (монофелитство), так и восприятии этого периода истории позднейшими хронистами.

Русский

Известие о грузинском владении в храме Гроба Господня и «каменный путеводитель» собора Воскресения Христова Ново-Иерусалимского монастыря

В статье уточняются обстоятельства и хронология утраты Грузинской Церковью прав на владение придельными церквами в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Источником служат надписи на каменных плитах, установленных в соборе Нового Иерусалима. Эти плиты образуют род путеводителя, рассказывающего об устройстве храма Гроба Господня. Тексты путеводителя опираются на описания итинерария, составленные известным путешественником, иеромонахом Арсением Сухановым, в середине XVII в. в Иерусалиме и воспроизведенные позже (1680-е гг.) в камне.

Русский
Подписка на Иерусалим