образ

Греческие иллюстрированные рукописи конца XIII в. и Палеологовский ренессанс

В статье прослеживается, как увлечение классическим искусством нашло отражение в миниатюрах греческих рукописей последней четверти XIII в. В одних случаях его можно видеть в копировании иллюстраций манускриптов эпохи Македонского ренессанса, прежде всего, Парижской псалтири и Четвероевангелия (EBE, cod. 56) или очень похожих на них рукописей; в других - в стиле изображений, обнаруживающих сходство с созданными в первой четверти XIV в. мозаиками монастыря Хора и церкви Богоматери Паммакаристы, о которых обычно говорят как о произведениях Палеологовского ренессанса.

Русский

О фресках церкви Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно

Церковь Сан-Пьетро-а-Корте, расположенная в центре Салерно и возведенная на месте построек римского времени и дворцовой капеллы герцога лангобардов Арехиса II, была украшена двумя небольшими фресковыми циклами. От одного из них до нас дошло изображение Богоматери с Младенцем и святой; от другого - образ Богоматери Елеусы и четырех (первоначально, вероятно, пяти) святых. Первая фреска, очевидно, была написана итальянским художником в традициях романского искусства. Ей можно найти аналогии в росписях римских церквей 2-й половины XI в.

Русский

Византийские мозаичисты в Северной Италии во второй половине XI - начале XII в.

Мозаики второй половины XI - начала XII в., созданные византийскими мастерами в Венеции, на острове Торчелло, в Триесте и Равенне, продолжают т. н. аскетическое направление в византийском искусстве. Значительный общий объем работ дает основание для предположения о собственном местном производстве смальты. Применение шаблонов и сходство нескольких образов в мозаиках Сан Джусто, капеллы Дзен и главной апсиды Сан Марко, а также базилики Урсиана позволяют приписать их создание одной артели мозаичистов.

Русский
Подписка на образ