византийская архитектура

Архитектурные особенности церкви св.Георгия в Оморфокклисии

В статье представлен анализ архитектурных особенностейц еркви св.Георгия в Оморфокклисии близ Кастории (западная Македония). На основе тщательного исследования типологических, морфологических, композиционных ид екоративных характеристик памятника, сопровождающегося подбором круга аналогий, предоставлена последовательная и развернутая аргументация гипотезы о принадлежности церкви в Оморфокклии к эпирской архитектурной традиции. Скорректирован архитектурный контекст церкви, в качестве которого предлагается северо-эпирская группа памятников раннепалеологовского времени.

Русский

Апсидиола и полукруглая ниша как стилистические маркеры в средневизантийской архитектуре

Статья впервые комплексно анализирует развитие таких важных элементов средневизантийской архитектуры, как апсидиола и полукруглая ниша. Прослеживается история трех схем размещения апсидиол в храмах Константинополя и «столичных» постройках провинций. Показывается использование и одновременно упрощение этих форм на периферии византийского мира. Выявляется функциональное и художественное назначение апсидиол и полукруглых ниш в декорации интерьера и фасадов, а также их взаимодействие с другими элементами.

Русский

Зарождение и развитие феномена надвратных храмов в византийском мире

Статья посвящена вопросу о генезисе надвратных храмов в восточнохристианском мире. Первый датированный из них - крестово-купольная церковь над воротами Халки Большого императорского дворца в Константинополе, возведенная в 920-944 гг. Романом Лакапином и перестроенная в 971 г. Иоанном Цимисхием как храм-реликварий и императорская усыпальница. Последнее породило упрощенные (компактно вписанный крест или зальный храм) подражания в империи, в том числе над воротами городов (Перник, Эски-Кермен, Мангуп, Фуна) и монастырей (Сирмены, Варзахан). Со второй четверти XI в.

Русский

Экфрасисы храмов в византийской литературе: эволюция композиционных приемов

Экфрасис, детальное описание предмета или события, представляет собой важное явление византийской риторики. Объектами таких риторических описаний нередко становились церкви. Церковный экфрасис можно рассматривать как особую жанровую разновидность со своими собственными канонами и этикетными нормами. Изучение этих норм, выявление их истоков и прослеживание их эволюции - важная задача византинистики.

Русский
Подписка на византийская архитектура