иконография

Заметки об иконе Богоматери из Сполето

В статье предложено уточнение атрибуции иконы Богоматери из Сполето. Степень ее сохранности, сильные записи и многочисленные реставрационные вмешательства затрудняют стилистический анализ. Однако выразительность образа совпадает с византийской традицией. Подтверждению места памятника в ряду образцов позднекомниновской живописи служат многочисленные аналогии иконографии Параклесис типа Агиосоритисса с традиционной надписью на свитке.

Русский

О фресках церкви Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно

Церковь Сан-Пьетро-а-Корте, расположенная в центре Салерно и возведенная на месте построек римского времени и дворцовой капеллы герцога лангобардов Арехиса II, была украшена двумя небольшими фресковыми циклами. От одного из них до нас дошло изображение Богоматери с Младенцем и святой; от другого - образ Богоматери Елеусы и четырех (первоначально, вероятно, пяти) святых. Первая фреска, очевидно, была написана итальянским художником в традициях романского искусства. Ей можно найти аналогии в росписях римских церквей 2-й половины XI в.

Русский

Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции

В настоящей статье приводятся новые атрибуции изображений святых в росписях на хорах собора Св. Софии в Киеве, сделанные на основе прочтения остатков сопроводительных надписей и граффити, а также анализа иконографии в сравнении с другими произведениями живописи средневизантийского периода. Удалось отождествить около двух десятков изображений святых. Большинство из них принадлежат к числу часто фигурирующих в монументальной декорации храмов X–XII вв., тогда как некоторые, вероятно, связаны с особой функцией хор как места пребывания в соборе князя и его двора.

Русский

Внутренние аркатуры в барабанах храмов византийского мира

Статья посвящена внутренним аркатурам, размещенным внутри световых барабанов в храмах Византийского мира. Такие внутренние аркатуры встречаются на окраинах Византийского мира: на Руси, в Сербии, в Армении. Хронологически они относятся к средневизантийскому и поздневизантийскому периодам, к XII–XIII вв. Автор связывает генезис этих аркатур с архитектурой Храма Гроба Господня в Иерусалиме XII в., где такие аркатуры были, что известно по гравюрам XVII в. Из этого памятника крестоносцев внутренние аркатуры перешли в Сербию, в Армению и в живописную декорацию двух древнерусских храмов.

Русский

Миниатюры рукописи гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного Исторического музея

Статья представляет собой исследование особенностей иконографии и стиля миниатюр рукописи 16 литургических гомилий Григория Назианзина (ГИМ, Син. гр. 61). Она имеет лаконичный, полностью сложившийся цикл иллюстраций. Как правило, миниатюрист обращался к широко распространенным иконографическим схемам. На основании особенностей стиля можно предложить более точную датировку рукописи - 70-ми годами XI в.

Русский
Подписка на иконография