стиль

Греческие иллюстрированные рукописи конца XIII в. и Палеологовский ренессанс

В статье прослеживается, как увлечение классическим искусством нашло отражение в миниатюрах греческих рукописей последней четверти XIII в. В одних случаях его можно видеть в копировании иллюстраций манускриптов эпохи Македонского ренессанса, прежде всего, Парижской псалтири и Четвероевангелия (EBE, cod. 56) или очень похожих на них рукописей; в других - в стиле изображений, обнаруживающих сходство с созданными в первой четверти XIV в. мозаиками монастыря Хора и церкви Богоматери Паммакаристы, о которых обычно говорят как о произведениях Палеологовского ренессанса.

Русский

Икона Madonna della Madia из собора в Монополи

На большой иконе Madonna della Madia, выставленной в одноименной капелле в алтаре собора в Монополи, представлена Богоматерь Одигитрия с фигурками донаторов в нижней части - женщины в монашеских одеяниях и дьякона со свечой. Тип изображения может восходить к мозаической иконе Богоматери Дексиократусы из монастыря св. Екатерины на Синае, созданной около 1200 г.

Русский

О фресках церкви Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно

Церковь Сан-Пьетро-а-Корте, расположенная в центре Салерно и возведенная на месте построек римского времени и дворцовой капеллы герцога лангобардов Арехиса II, была украшена двумя небольшими фресковыми циклами. От одного из них до нас дошло изображение Богоматери с Младенцем и святой; от другого - образ Богоматери Елеусы и четырех (первоначально, вероятно, пяти) святых. Первая фреска, очевидно, была написана итальянским художником в традициях романского искусства. Ей можно найти аналогии в росписях римских церквей 2-й половины XI в.

Русский

Византийские мозаичисты в Северной Италии во второй половине XI - начале XII в.

Мозаики второй половины XI - начала XII в., созданные византийскими мастерами в Венеции, на острове Торчелло, в Триесте и Равенне, продолжают т. н. аскетическое направление в византийском искусстве. Значительный общий объем работ дает основание для предположения о собственном местном производстве смальты. Применение шаблонов и сходство нескольких образов в мозаиках Сан Джусто, капеллы Дзен и главной апсиды Сан Марко, а также базилики Урсиана позволяют приписать их создание одной артели мозаичистов.

Русский

Мозаики капеллы Сант Аквилино в церкви Сан Лоренцо Маджоре в Милане

Статья посвящена художественным особенностям мозаик капеллы Сант Аквилино. Эти мозаики знамениты, им посвящен целый ряд работ: исторических, археологических, иконографических. Однако до сих пор не было исследования об осо- бенностях их стиля. Данная статья восполняет этот пробел. Художественные особенности мозаик Сант Аквилино сопоставляются в статье с чертами других ансамблей, прослеживается последовательное развитие принципов христианского искусства на протяжении всего V в., обсуждается и уточняется возможная дата их создания: конец IV или самое начало V в.

Русский

Миниатюры рукописи гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного Исторического музея

Статья представляет собой исследование особенностей иконографии и стиля миниатюр рукописи 16 литургических гомилий Григория Назианзина (ГИМ, Син. гр. 61). Она имеет лаконичный, полностью сложившийся цикл иллюстраций. Как правило, миниатюрист обращался к широко распространенным иконографическим схемам. На основании особенностей стиля можно предложить более точную датировку рукописи - 70-ми годами XI в.

Русский
Подписка на стиль