византийское искусство

An Early Christian Oil Lamp from the Smederevo Museum

Точная связь между мотивом дельфина и предметами, используемыми для освящения, в византийском искусстве не совсем ясна и до сих пор не была предметом внимания исследователей. Цель этой статьи состоит в том, чтобы на основании роскошного украшения выдающейся бронзовой люцерны с изображениями дельфинов из Смедеревского музея (IV в., Сербия) указать на значение данного мотива и возможности толкования декорации люцерны и следовательно, символики света в византийском искусстве (рис. 1-5).

Русский

Образы святых мучениц в ранневизантийском искусстве

Статья посвящена изображениям святых мучениц в ранневизантийском искусстве. Образы святых жен были широко распространены в декорациях церквей Востока и Запада, о чем свидетельствуют не только письменные источники, но и редкие сохранившиеся от раннего времени памятники.

Русский

Богоматерь «Знамение» и прение об опресноках

В XI в. популярный образ Богоматери Никопеи, который изображает Богородицу с Эммануилом в мандорле перед грудью, изменился. В новом варианте Никопеи Богородица уже не держит мандорлу, а изображается с поднятыми руками, тогда как Младенец в мандорле сверхъестественным образом парит перед Нею. Эта модифицированная версия Никопеи, Богоматерь Знамение, постепенно заменила первоначальный образ, который практически исчезает после XII в. В данной статье выявлено евхаристическое значение образов и Никопеи, и Знамения.

Русский

О фресках церкви Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно

Церковь Сан-Пьетро-а-Корте, расположенная в центре Салерно и возведенная на месте построек римского времени и дворцовой капеллы герцога лангобардов Арехиса II, была украшена двумя небольшими фресковыми циклами. От одного из них до нас дошло изображение Богоматери с Младенцем и святой; от другого - образ Богоматери Елеусы и четырех (первоначально, вероятно, пяти) святых. Первая фреска, очевидно, была написана итальянским художником в традициях романского искусства. Ей можно найти аналогии в росписях римских церквей 2-й половины XI в.

Русский

Византийские мозаичисты в Северной Италии во второй половине XI - начале XII в.

Мозаики второй половины XI - начала XII в., созданные византийскими мастерами в Венеции, на острове Торчелло, в Триесте и Равенне, продолжают т. н. аскетическое направление в византийском искусстве. Значительный общий объем работ дает основание для предположения о собственном местном производстве смальты. Применение шаблонов и сходство нескольких образов в мозаиках Сан Джусто, капеллы Дзен и главной апсиды Сан Марко, а также базилики Урсиана позволяют приписать их создание одной артели мозаичистов.

Русский

Программа росписи второго регистра апсиды церкви Богородицы в Кинцвиси

В статье рассматривается необычная программа росписи второго регистра апсиды церкви Богородицы в Кинцвиси с точки зрения отражения в ней христологических проблем и богословия Евхаристии, волновавших византийскую мысль c конца XI до начала XIII в.

Русский

Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции

В настоящей статье приводятся новые атрибуции изображений святых в росписях на хорах собора Св. Софии в Киеве, сделанные на основе прочтения остатков сопроводительных надписей и граффити, а также анализа иконографии в сравнении с другими произведениями живописи средневизантийского периода. Удалось отождествить около двух десятков изображений святых. Большинство из них принадлежат к числу часто фигурирующих в монументальной декорации храмов X–XII вв., тогда как некоторые, вероятно, связаны с особой функцией хор как места пребывания в соборе князя и его двора.

Русский

Миниатюры рукописи гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного Исторического музея

Статья представляет собой исследование особенностей иконографии и стиля миниатюр рукописи 16 литургических гомилий Григория Назианзина (ГИМ, Син. гр. 61). Она имеет лаконичный, полностью сложившийся цикл иллюстраций. Как правило, миниатюрист обращался к широко распространенным иконографическим схемам. На основании особенностей стиля можно предложить более точную датировку рукописи - 70-ми годами XI в.

Русский
Подписка на византийское искусство