Максим Исповедник

Элементы аскетической традиции в византийской проповеди «высокого стиля» конца XII в.

В статье делается попытка выявить следы знакомства с духовной литературой аскетической направленности в так называемых «огласительных» поучениях двух церковных деятелей конца XII в.: митрополита Фессалоникийского Евстафия и митрополита Афинского Михаила Хониата. Хотя оба автора обнаруживают определенный интерес к монашеским духовным практикам, их познания в данной области носят несколько фрагментарный характер, причем одним из основных источников этих познаний являются сочинения св. Максима Исповедника, пользовавшиеся в Византии XII в. безусловным авторитетом.

Русский

Сочинение «О Тайной вечере» Михаила Пселла

 

Принадлежащая П. Готье атрибуция Михаилу Пселлу сочинения «О Тайной вечери», сохранившегося в Vat. gr. 2220, находит себе поддержку в рукописи Pan.64. Автор произведения использовал в своей работе сочинение на ту же тему Иоанна Филопона и толкование Максима Исповедника на «Послание к Поликарпу» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Похоже, что издаваемое сочинение оказало влияние на Никиту Стифата в работе над его первыми двумя произведениями против опресноков. Отдельные черты сближают сочинение Пселла и с первым посланием Льва Охридского Иоанну Транийскому Памятник издается впервые.

Русский
Подписка на Максим Исповедник