О перемещавшихся реликвиях и забытых традициях
Монастырь Великий Метеор первоначально был посвящен Богородице. К сожалению, об этом сохранилось очень мало свидетельств, и упоминания об этом после XVI в. исчезают. Изучая почитание Богородицы в этом монастыре, а также посвященный Ей храм с его наместной иконой, мы проанализировали все доступные источники, как письменные, так и археологические. Они свидетельствуют о том, что св. Афанасий Метеорит устроил в скале Великого Метеора маленький храм в честь Богородицы, который он сделал и местом своего погребения. На этой же скале со временем возник первый общежительный монастырь в Метеорах (ок. 1340 г.). С ростом числа монахов святой возвел другой, очевидно, больший храм в честь Преображения Господня. Однако сооружение нового великолепного кафоликона в 1552 г. и связанное с этим более торжественное празднование Преображения Господня, а также памяти двух святых основателей монастыря, окончательно затмило и почитание Богородицы как его покровительницы, и значение посвященного Ей храма. Мощи двух святых основателей были перенесены и положены в аркосолии в северо-западном углу кафоликона. Храм Богородицы стал погребальной часовней и костницей, о чем свидетельствуют сохранившиеся in situ останки монахов. В существующих византийских и поствизантийских источниках нет никаких описаний храма Богородицы и его наместной иконы, кроме упоминания в монастырском Типиконе 1580 г. В нем говорится о последованиях, совершаемых перед иконой, лежавшей на аналое в кафоликоне 1552 г. Однако подробности не приводятся, поэтому мы не знаем, какая из икон Большого Метеорского монастыря почиталась таким образом, и сохранилась ли она доныне. Однако две византийские иконы Богородицы, анализируемые в данной статье, как кажется, дают достаточно оснований, чтобы связать их с упоминанием в Типиконе. Наместная икона пещерного храма (No ΙΙΙ, начало XIV в.), вероятно, оставалась на своем месте, а в новом кафоликоне вместо нее использовалась икона Богородицы, ранее украшавшая темплон кафоликона св. Афанасия (1359-1366) и кафоликона св. Иоасафа (1387 / 1388). В середине XVI в. монахи выбрали вторую икону как более почитаемую по причине ее очевидной связи со св. Афанасием и большей близости эстетическим предпочтениям XVI в. Ни на одной из двух икон нет надписи Μετεωρίτισσα. Однако, как известно, особые прозвания богородичных икон необязательно должны были соотноситься с определенным иконографическим типом.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии