Мозаики Ипполитовой комнаты в Мадабе, Иордания (VI в.)
Мозаичные картины на мифологические сюжеты на полу Ипполитовой комнаты в Мадабе - последний известный случай, когда в христианскую эпоху создается развернутый ансамбль языческой сюжетики. Его анализ позволяет понять, какой смысловой элемент мигрировал из традиции языческих культов в христианский контекст. Две истории - Адониса и Ипполита - объединяет общая природа этих героев (они относятся к одному мифологическому типу), солярный аспект их метаморфозы, специфические черты культа. Схемы, по которым они изображены, как и сохранившиеся фрагменты других мозаик VI в. в Мадабе (в том числе Триумфа Диониса), скорее всего, восходят к пластике античных саркофагов II-III вв., в которых акцентирована тема страданий - смерти - воскресения. В единое целое мозаики Ипполитовой комнаты объединены как метафора универсума, организованного Временами года по углам, охотами в бордюре, мотивами нильского пейзажа. Таким образом, общая схема всего поля мозаики близка церковной декорации раннехристианской эпохи, и позволяет предположить, что традиция восприятия дома или каких-то его пространств как сакральных зон сохранялась очень долго и питалась отголосками античных культов, символов и смыслов.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии