«Росские» экскурсы Льва Диакона и традиции воинских сообществ в славянском мире
Статья посвящена исторической основе «этнографических» известий Льва Диакона о «тавроскифах»-русах, включенных в его повествование о походе князя Святослава Игоревича на Балканы (о жестокой расправе Святослава над жителями Филиппополя, о жертвоприношениях русов, о внешности русского князя и др.). Основное содержание этих известий находит объяснение в контексте древнейших мифов и инициационных ритуалов мужских союзов, хорошо изученных для всех основных индоевропейских традиций, включая славянскую. Эти экскурсы находят неоспоримые аналогии в независимых данных о славянской духовной культуре и свидетельствуют о характере воинских контингентов Святослава - вторгшихся в Болгарию отрядов взрослых воинов и проходящих инициацию юношей, являвшихся формой индоевропейских мужских союзов. Столь длительной регенерации архаичных посвятительных моделей в славяно-русской среде способствовала как общая «пограничность» контактной зоны Slavia Asiatica в европейском ареале, так и постоянное взаимодействие славян с еще более ригидными воинскими культурами евразийских степняков, что находит многочисленные подтверждения в правление Святослава. На этой исторической основе предположительно сложился цикл эпических сказаний о походах Святослава, следы которых сохранилась в древнерусском и византийском историописании.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии