Что такое «скараник»? К вопросу об одной спорной части византийского придворного облачения эпохи Палеологов
Докладчик считает, что возможно с точностью установить вид той части церемониального облачения эпохи Палеологов, которая на официальном языке трактата Псевдо-Кодина «De officialibus aulae Byzantinae» носила наименование σκαράνικον. … Докладчик путем последовательного анализа и сопоставления отдельных мест Псевдо-Кодинового трактата установил те чины, которые носили скараник, отметил его значительность в смысле показания ранга того или иного чиновника, его вариации в связи с иерархической лестницей, отметил его существенные черты и на основании того, что скараник в некоторых местах явно противополагается головному убору обыденного церемониала, доказывал, что скараник мог быть только головным убором, особо парадным, части которого описываются в источнике лишь в смысле и значении головного убора высокого лица (μείζων), колпачка (τούζα). Характерной чертой этого парадного головного убора высших византийских сановников является наличие на нем в подавляющем большинстве случаев изображения царской персоны в рост, на троне или на коне, иногда среди ангелов. Самые изображения выполнялись по различному материалу (металл, парча) и различного рода техникой (чеканкой, б. м. эмалью, шитьем). Свои выводы докладчик сопоставил с анализом головного убора в живописном изображении великого примикирия Иоанна на иконе Пантократора в Русском музее, в миниатюре великого дуки Апокавка в Парижской рукописи и чеканного изображения греческой работы Константина Акрополита на иконе Божией Матери Одигитрии музея Троице-Сергиевой лавры и отметил, что в этих изобразительных памятниках византийского искусства XIV в. дано схематически изображение скараника, который в основных чертах вполне соответствует тому, как его для высших чинов византийской знати описывал Псевдо-Кодин.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии