Флорентийский собор: Причины исторической неудачи
Как я попытался показать в этой работе, с вселенским униатским собором были связаны подлинные надежды, поддержанные в восточнохристианском мире многими из его лучших лидеров и теологов в период после крестовых походов. Собор, который в конце концов состоялся в Ферраре и Флоренции, отразил подлинную уступку Запада экклисиологическим позициям Востока: собор был созван (по крайней мере в принципе) как «восьмой» и имел теоретически возможность решить все проблемы, разделявшие церкви, не будучи связан односторонними решениями, которые, принимались на Западе в период с XI по XV в. И все же трагедия произошла, потому что не получилось настоящей встречи двух традиций. Внутренние брожения на Западе (как необходимый результат экклисиологической неустойчивости, связанной со схизмой между Востоком и Западом) даже не рассматривались. А у восточной делегации не было ни богословской ловкости, ни необходимой информации, ни духовного мужества для рассмотрения действительно важных проблем. — Фактически можно сказать, что в 1438—1439 гг. две половины христианского мира были гораздо более отчуждены друг от друга, чем ныне. Действительно, если принять во внимание тех представителей православия, которых действительно волнует «кафолический» масштаб христианства и которые чувствуют ответственность за дело христианского единства, если, с другой стороны, обратиться к знаниям и духовному опыту, к сожалению, слишком узкого круга римско-католических лидеров, ученых и теологов, понимающих природу и подтекст православного церковного опыта, то настоящий диалог действительно возможен. Поскольку Флоренция в исторической перспективе представляется нам неудаче» по понятным нам духовным и теологическим причинам, то ответственность за решение этих проблем, которые все еще стоят перед нами сегодня, все более возрастает.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии